Из опыта работы старший воспитатель ГКУЗ ВО «АДРС» Леонова Инесса Николаевна
Конкурс мастерства в рамкам педагогической деятельности направлен на выявлений инновационного потенциала, убеждённости в значимости и правильности выбора педагогической профессии, наличие системе педагогических принципов и ценностных ориентаций, реализуемых в процессе развивающего взаимодействия с детьми. В условиях учреждения, педагоги имеют недостаточное количество времени для обмена опытом и показа новых педагогических технологий внесённых в процесс воспитания и развития детей. Педагогический марафон, является стартом, позволяющий сплотить коллектив, определить зону перспективного развития и создать условия для самосовершенствования и саморазвития.
Положение о конкурсе педагогического мастерства в ГКУЗ ВО «АДРС».
I. Конкурс педагогического мастерства проводит творческая группа педагогов ГКУЗ ВО «АДРС»
Скачать конспект
Цели и задачи:
- Повышение престижа педагогического труда, признание вклада педагогов в развитие деятельности дома ребёнка специализированного в процессе воспитания и обучения.
- создать в коллективе обстановку творческого поиска, выбора наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
- вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с современными исследованиями в области дошкольной педагогике и психологии
- выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работе с детьми раннего возраста
- выявление и распространение передового педагогического опыта, определение стиля работы, направленность деятельности, умения каждого педагога
- изучение уровня сформированности профессионально значимых свойств личности воспитателя, развитие обусловленных особенностями деятельности внимания, наблюдения, творчества, мышления, воображения
II. Участниками «Марафона» педагогического мастерства, являются педагоги – воспитатели ГКУЗ ВО «АДРС»
III. Организация конкурса
1. Инициатором проведения и организации конкурса является творческая группа, в которую входят представители педагогического коллектива и администрации учреждения Для проведения конкурса создаются организационная группа, которая действует на основании данного Положения
Организационная группа обеспечивает активное участие педагогов, координирует деятельность участников «Марафона», определяет порядок, форму, сроки и место проведения, формирует состав жюри.
Состав жюри формируется из специалистов, педагогов и администрации учреждения, состав может меняться в ходе проведения конкурса, при этом председатель и секретарь должны быть постоянными
2. Устанавливаются следующие этапы проведения конкурса профессионального мастерства:
Выделить 4 этапа проведения:
- первый –. Аналитический этап (включает 1 этап)
- второй – Практический этап (включает 3 этапа)
- третий
- четвёртый –
Творческая борьба:
- создание Портфолио, творческий проект организации воспитательно — образовательного процесса
- аукцион идей
- смотр – конкурс профессионального мастерства (прикладные умения: Папка – передвижка
- мастер – класс владение информационно — коммуникационными технологиями (Презентация)
IV. Содержание и порядок проведения «Марафона»
В ходе проведения конкурса выявляются творчески работающие педагоги, имеющие достаточно выраженный рейтинг в коллективе, обладающие высоким уровнем педагогического потенциала, умеющими проектировать конечный результат воспитательно – образовательной работы.
Для регистрации представляются
- анкеты участника «Марафона»
- бланк с результатами диагностических параметров
в качестве номинаций педагогического конкурса
- авторские разработки, направленные на развитие дошкольного образовании
- авторские программно – методические разработки по направлениям воспитания и обучения детей раннего возраста
- инновационные методы и педагогические технологии в воспитательно — образовательном процессе
- обобщённые профессиональные знания и умения
- использование информационно – коммуникативных технологий в педагогической работе
- профессионально – творческие способности и прикладные умения
На II Этапе проведения конкурса проводятся творческое представление участников и презентация опыта в процессе:
- участие в педагогическом ринге (педагогические совещания)
- проведение открытых мероприятий с детьми (в соответствии с представленными материалами)
- моделирование и решение проблемных ситуаций
- создание Презентаций
- Прикладные умения (Коллаж, представление темы в виде папок – передвижек)
Организаторами подбирается форма представления участников в мероприятиях, которые определяют туры конкурса. В ходе проведения туров участники конкурса выставляют рейтинговую оценку друг друга, жюри определяет лидеров конкурса
Критериями оценки деятельности педагогов определены:
- владение содержанием обучения и воспитания детей раннего возраста и его соотношение с содержанием социально – личностного развития
- формирование положительной мотивации общения малыша и педагога, своевременное становление доверительных отношений, навык взаимного общения между сверстниками
- творчество, предполагающее структурное построение занятий, возможность комбинирования методов и приёмов, использование доступных педагогических технологий
- организация оптимальной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе использования интерактивных форм и методов обучения
- способность самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, активная педагогическая позиция, умение осуществлять рефлексию результатов работы
В заключительном этапе «Марафона», проводиться подведение итогов, определение победителей лауреатов в номинациях. Главному победителю присваивается почётное звание «Педагог года»
Победитель и финалисты награждаются почётными грамотами, премиями и призами от имени болельщиков (Приз симпатий болельщиков, Приз симпатий коллег, Приз умелые руки, Приз королева Презентаций) поощрительные призы по номинациям
Финансовая поддержка в соответствии с Положением о премировании работников ГКУЗ ВО «АДРС»
На основании данного Положения конкурс педагогического мастерства может включаться в годовой план Учреждения, стать его традицией
Изучение профессионального мастерства педагогов
На чём основывается желание педагога постоянно совершенствоваться и овладевать определёнными навыками профессионализма? Педагогическое мастерство доступно лишь тому, кто работает по призванию и отдаёт лучшую часть жизни воспитанию и развитию ребёнка. Процесс образования постоянно совершенствуется и требует самообразования, саморазвития и достаточного уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Необходимо владеть такими свойствами личности, как: гуманистическая направленность, искусство творческого воображения и мышления, профессиональные педагогические и психологические способности, педагогическую технику и методические знания.
Мастерство, в любом его начинании, заключается в умении выстраивать цепочку взаимосвязанного, логического действия с активизирующей мотивацией и целевой установкой. Процесс общения педагога с воспитанником, определяется особенностями индивидуального коллективного воздействия, обеспечивающего эффективное усвоение и присвоение социальных норм и правил, обогащение кругозора, развитие познавательной активности. Исходя из каждодневной ситуации, воспитатель должен обосновано применять в работе личностные качества; профессиональные знания; педагогические формы, методы и приёмы. Вместе с тем, мастерство предполагает прогнозирование результата деятельности, обновление видов и технологий воздействия, внедрение новых способов обучения и развития детей, видение проблем в дошкольной педагогики, пути современного исследования в области воспитания.
Изучение профессионального мастерства и потребности его совершенствования проводится по методики И.Ю. Соколовой на основе адаптированной диагностической карты.
Технология проведения конкурса педагогического мастерства
Выделить 4 этапа проведения:
Цель:
- создать в коллективе обстановку творческого поиска, выбора наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
- вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с современными исследованиями в области дошкольной педагогике и психологии
- выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работе с детьми раннего возраста
- выявление и распространение передового педагогического опыта, определение стиля работы, направленность деятельности, умения каждого педагога
- изучение уровня сформированности профессионально значимых свойств личности воспитателя, развитие обусловленных особенностями деятельности внимания, наблюдения, творчества, мышления, воображения
Творческая борьба:
- создание Портфолио, творческий проект организации воспитательно — образовательного процесса
- аукцион идей
- смотр – конкурс профессионального мастерства (прикладные умения: Папка — передвижка)
- мастер – класс владение информационно — коммуникационными технологиями
(Презентация)
Заявленные участники: ________________________________________________________
I ЭТАП Аналитическая часть конкурса
- Изучение профессионального мастерства педагогов (Приложение №1)
- Использование проективной методики "Психогеометрический тест" (К. Б. Малышев, В.К. Толмачёв) (Приложение №2)
Итог: Определить уровень сформированности умений и способностей педагогов, выбрать пути самосовершенствования, развития профессионального роста
II ЭТАП Практическая часть
- создание Портфолио, творческий проект Организации воспитательно — образовательного процесса
- аукцион идей
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника
- Портфолио – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, воспитания и развития детей, вклад педагога в развитие системы образования, внедрение инновационных идей в работу учреждения
Цели и задачи:
Проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога. Портфолио учитывает результаты, достигнутые участником в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность
Оценочные требования
Эстетичное оформление папке – накопители с файлами
- системность
- полнота т конкретность представленных сведений
- объективность информации
- презентабельность
- включение дополнительных материалов на основе инновационной деятельности
- элементы оформления, отражающие индивидуальность
- иллюстрирующие деятельность фотоматериалы
- Аукцион идей – анализ и решение проблемной педагогической ситуации.
Цель: умение моделирования и проектирования решения нестандартных ситуаций, владение коммуникативными навыками, рефлексивные умения, владение педагогической техникой творческий подход: принятие роли и вхождение в образ. Управление эмоциональным состоянием
Оценочные требования
- творческий подход
- анализ ситуации с двух позиций — воспитателя и ребёнка
- педагогический такт
- оригинальность решения
- артистизм
- максимальное использование профессиональных умений
- умение управлять своим творческим самочувствием
- умение быстро включаться в деятельность
В ходе Аукциона выявляются творчески работающие педагоги, обладающие высоким уровнем инновационного педагогического потенциала
Задача – повышение творческой активности, создание условий для личностной и профессиональной самореализации
Прикладные умения
- смотр – конкурс профессионального мастерства (прикладные умения: Папка — передвижка)
Цель: Определить уровень развития художественно – творческих способностей, умение в кратком изложении преподнести суть материала, использовать разнообразные технологии изготовления.
Оценочные требования
- эстетичность выполнения
- чёткость, логика изложения
- красочность, привлекательность
- максимальное использование возможностей
- оригинальность
Дополнительное задание в ходе смотра — конкурса
«Коллаж»
Цель: из имеющихся подручных материалов составить коллаж на тему по выбору, определить способности педагогов к творчеству, импровизации, экспромту
Критерии
- аккуратность работы
- оригинальность
- использование всего предложенного материала
- тема и соответствие композиции
- использование художественного слова при представлении работы
- мастер – класс владение информационно — коммуникационными технологиями
Презентация – на электронном носители
Цель: определение уровня владения информационно – коммуникативными технологиями.
Критерии
- представление педагогической деятельности
- оригинальность материала
- соответствие фотоматериалов и текстового сопровождения
- целессобразность
- авторская разработка
- прослеживание активных форм и методов взаимодействия с детьми
- актуальность темы
Заключительная часть – педагогическое совещание
Итог: представление жюри полученных результатов, определение воспитателя «Педагог года ГКУЗ ВО «Александровского дома ребёнка специализированного»
В ходе педагогического совещания проводится мини – конференция
Участники:
педагоги, представители администрации ГКУЗ ВО «АДРС»: главный врач, старшая медицинская сестра
Участники «Марафона» выступают с подготовленным представлением и практическим материалом
Представитель жюри даёт характеристику воспитателей (на основе диагностик, наблюдений, просмотра занятий, организация свободной деятельности):
- оценки выставляются по определённым критериям
- вид деятельности, оригинальность
- анализ форм, методов и приёмов используемыми педагогом
- стиль общения с детьми
- поведение педагога, его речь
- наличие авторских разработок и пособий
- использование дидактических пособий
Подводится итог Марафона, выражается благодарность участникам, группам поддержки, награждение победителя
Список используемой и рекомендуемой литературы
- Белая К.Ю. Как подготовить и провести педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие – М.: УЦ Перспектива, 2011- 84с.
- Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2 – 3 лет. – 2 – е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2010. — 64с.
- Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ метод. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 144с.
- Прохорова Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива ВДОУили как загораются искорки творческого поиска. – 2 – у изд. – М.: «5 за знания», 2008. – 128с.
|