Игра – ведущая форма жизнедеятельности дошкольников – оказывает положительное, конструктивное влияние на ребёнка. Немаловажное значение имеет утверждение, что, приобщаясь к познанию, дети продолжают играть (Н.С. Лейтес). Дидактическая игра существенно обогащает процесс развития (формирования) элементарных математических представлений у детей, имеющих особые образовательные потребности. Из ведущей деятельности дошкольника она превращается у школьника в ведомую, а учение зарождается в игре и постепенно берёт на себя роль ведущей деятельности (Н.Ф. Талызина). Дидактическая игра активно используется на коррекционно-развивающих занятиях дефектолога, в частности на занятиях по развитию элементарных математических представлений. Основные направления работы по развитию элементарных математических представлений базируются в первую очередь на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода к обучению и воспитанию.
Коррекционная направленность дошкольного обучения обеспечивается максимальным использованием на занятиях предметно – практической деятельности. Особое внимание на занятиях по математике обращается на выработку у детей с ограниченными возможностями здоровья умения свободно оперировать основными математическими понятиями в условиях предметно – практической деятельности. Дидактические игры имеют важную роль в развитии математических знаний, умений, навыков, представлений. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Причём, ведущая роль принадлежит познавательным задачам. Игровые задачи служат стимулом, пробуждая своей привлекательностью интеллектуальную активность детей с задержкой психического развития. Играя, дети учатся применять знания, начинают получать удовольствие от своей умелости. Игровые методы и приёмы широко используются как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Занятия строятся в соответствии с игровым сюжетом, в рамках которого дети выполняют конкретные учебно-познавательные задачи. Дефектолог использует разнообразные занимательные задания, игровые элементы при развитии (формировании) необходимых практических навыков. Деятельность детей носит мотивированный характер. Дефектолог имеет возможность при непосредственном удержании интереса детей ставить и решать задачи развития элементарных математических представлений. В частности, для развития ориентировки в свойствах предметов целесообразно использовать игры типа «Подбери по форме», «Назовём цвет предмета», «Составим букет», «Волшебный мешочек», «На что похоже?», «Закрой окошко», «Геометрическое домино», «Помоги зайчатам спрятаться от волка», «Посели матрёшек в дом», «Подбери заплатку», «Разноцветные круги», «Зажги фонарик», «Полосатые коврики», «Воздушные шары», «Цепочка» и многие другие. С целью развития способностей к соотнесению числа, количества и цифры, усвоения состава чисел, умений сравнивать количество предметов используются игры и игровые упражнения «Магазин», «Цветные паровозики», «Найди нужную цифру», «Числовые домики», «Соседи числа», «Больше – меньше – поровну», «Поезд», «Числовое домино», «Строители», «Телефонисты», «Части и целое», «Весёлые задачи», «Найди пару», «Белочки и грибы», «Числовая улица» и другие. Задачи развития пространственно-временной ориентировки, счётных и вычислительных навыков, практических навыков действия с группами предметов дефектолог также решает с помощью разнообразных игровых заданий. Систематически выполняя подобные задания, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся пользоваться своими знаниями в предметно-практической и речевой деятельности. Правильная организация деятельности детей состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить их к выполнению заданий учебного типа. По мере того как у детей формируются познавательные интересы и они овладевают элементами учебной деятельности, доля использования игрового метода обучения варьируется. На каждом занятии дефектолог обращает внимание на создание эмоционально комфортной атмосферы, ситуаций доверительного взаимодействия между детьми и педагогом. Важно дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы, испытать ситуацию переживания успеха в выполнении какого-либо задания, путём достижения поставленной учебной задачи. В каждом конкретном случае дефектолог опирается на индивидуально-типологические особенности детей, учитывая интеллектуальные и речевые возможности каждого ребёнка, учитывает необходимость создания психологической комфортности в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий. На занятиях предусматривается постепенное нарастание сложности и объёма заданий с учётом структуры дефекта, наличием вторичных отклонений, специфики психического развития и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие с использованием игровых занимательных методов и приёмов способствует созданию необходимой базы для формирования у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья полноценных математических знаний, умений, навыков как необходимого компонента умственной готовности к обучению в школе. В будущем эти навыки будут способствовать дальнейшему росту познавательных способностей детей; будучи включёнными в учебную деятельность, станут её частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.
Список литературы
1. Касицына, М.А. Дошкольная математика. Учебно-практическое пособие. 1 и 2 год обучения / М.А. Касицына.– Москва: Гном, 2001. – 96 с.
2. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностик / И.Ф. Марковская. – Москва: Профи, 1993. – 198 с.
|