Такун Наталья Степановна, воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огон ек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
Мне хочется поделиться опытом работы в области применения игровых технологий в формировании математических представлений с дошкольниками.
Считаю, что развитие элементарных математических представлений — это одна из важных частей интеллектуального и личностного развития дошкольника.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Я думаю, что одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в группе. С целью стимулирования интеллектуального развития детей, совместно с родителями, в группе создан центр познавательного развития, где расположены книги, цветные палочки, дидактические игры и другой занимательный материал: Палочки Кюизенера, блоки Дьениша, наборы для игр «Геометрическая компания» и др.
Создала математические упражнения, задания, интерактивные игры по направлениям: учимся считать «Сосчитай котят», «Сосчитай цыплят», «Космические счетоводы», «Веселый счет», «Счетоводы», «Сосчитай и обозначь цифрой», учимся играя «Упражнения для устного счета»; ориентировка в пространстве- учимся играя «Ориентировка в пространстве»; геометрические фигуры – интерактивная игра «Геометрические фигуры», развивающая интерактивная игра «Складываем из фигур»; игры на логическое мышление «Учимся сравнивать, играя»; занимательные задачи «Придумай и реши задачу», «Самые вкусные задачи» и др.; подобрала картотеку игр с математическим содержанием (игры- головоломки), ребусы, считалки, пословицы, загадки, поговорки и физкультминутки, пальчиковые игры с математическим содержанием,.
Все игры находятся в свободном доступе, что позволяет детям применять их в свободной самостоятельной деятельности и так же использовать их во время занятий педагогом.
В своей педагогической деятельности кроме традиционных занятий по математике использую нетрадиционные формы обучения: занятия-путешествия, которые построены на игровой форме обучения, где в гости приходят сказочные герои, герои любимых мультфильмов (Незнайка, Карлсон), которым ребята помогали разобраться в ситуациях: считали предметы, сравнивали числа, называли геометрические фигуры, раскладывали дорожки по длине, решали логические задачи и др., использовался и прием намеренных ошибок, т. е. неправильных ответов гостей занятия, что помогло развить мыслительные процессы. А также проводили НОД по таким темам, и др., где дети были непосредственными участниками игры и выполняли интересные, познавательные задания, самостоятельно находили выход из учебных ситуаций; а также использовали элемент соревнования КВН, викторины (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает).
Выводы:
Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей будет эффективным в случае применения комплексной работы в данном направлении, а именно:
- сочетание традиционных и нестандартных формы обучения.
- использование дидактических игр математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.
- организация игровых уголков, для целенаправленного формирования интереса к элементарной математической деятельности, в свободной деятельности
- единство в работе детского сада и семьи (оказание помощи по созданию дидактических игр, оформление папок с накопительным материалом по математике, посещение открытых занятий, участие в КВН и викторинах по данному направлению и т.д.)
Используемая литература
- Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
- Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Жукова Р. А. Дидактические игры как средство подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.
- Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974
|