Рулева Ирина Борисовна Воспитатель высшей квалификационной категории Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский ДСКВ № 1» г. Сертолово 2020 г.
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие математических способности детей в процессе поисково-исследовательской и игровой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять знания о геометрических фигурах и форме предмета.
- закреплять умение использовать символы для обозначения свойств предметов;
- совершенствовать умение вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- считать до 10 и обратно, совершенствовать умение находить место числа в ряду, называть «соседей» числа;
- закреплять знание состава числа 5;
- закреплять умение пользоваться математическими знаками = > <;
- упражнять навык обучения по уровню сложности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мыслительную и речевую деятельность;
- зрительно-пространственное восприятие, внимание
- зрительно-моторную координацию;
- речевой слух;
- творческое воображение;
- тонкую моторику
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать творческое, словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, активность, ответственность, инициативность, сотрудничество.
Методы и приемы:
- наглядные (демонстрация игры-презентации, схемы, карты, условные обозначения);
- словесные (вопросы прямого и поискового характера, объяснение, инструкция);
- практические (проблемная ситуация, дидактические упражнения);
- игровые (игровая ситуация, сюрпризный момент).
Формирование предпосылок универсальных учебных действий:
1. Личностные:
- способен прийти на помощь другу;
- проявляет осознанный познавательный интерес.
2. Регулятивные:
- способен выбрать для себя вид деятельности из предложенных вариантов.
- способен осуществлять действие по образцу и заданному правилу, сравнивая свой результат с образцом;
- способен увидеть ошибку, как с помощью, так и самостоятельно;
- способен к преодолению препятствий, доводя начатое до конца.
3. Познавательные:
- способен применять правила и пользоваться инструкциями;
- проявляет инициативу, отвечает на вопросы, самостоятельно задает;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет использовать знаково-символических средств;
- умеет работать по алгоритму.
4. Коммуникативные:
- позитивно относится к процессу сотрудничества;
- способен слушать собеседника и вступать в диалог;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- участвует в коллективном обсуждении проблемы.
Оборудование: игровая презентация, наборы цифр и математических знаков, наборы геометрических фигур, наборы «Блоки Дьенеша», листы с заданиями, числовые домики, кубики из набора «Мате +», простые карандаши, медали.
Этап/задачи
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Вводная часть:
Организационный момент.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность.
|
П: «В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
С вами мы играть начнем».
|
Дети здороваются.
Дети стоят в кругу.
|
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель: актуализация знаний, создание
увлеченности детей.
|
П: «Ребята, я сегодня для вас приготовила интересные загадки. Попробуем их разгадать?
-Перед вами две фишки-зеленая и синяя, вы сейчас закроете глаза, а я эти фишки спрячу под чашки, вам нужно будет отгадать, где какая. Только с условием: не подглядывать, а то не интересно будет».
(Педагог прячет фишки под чашки, но на одну кладет карточку- подсказку «не синяя»)
П: Можно открыть глаза и догадаться, где какая фишка.
П: Попробуем еще раз. В этот раз у нас будет 3фишки (синяя, зеленая, красная) и три чашки. Я их спрячу и положу подсказки:
На синюю (не красная, не зеленая)
На зеленую (не красная, не синяя)
На красную (ничего)
П: Молодцы. Я знала, что вы отгадаете. Эти загадки очень для вас оказались легкими.
П: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло голосовое письмо, от королевы всех наук Математики. Она приглашает нас в гости. Хотели бы вы побывать в гостях у королевы Математики?
Этюд «По песку, по болоту»
Слайд 1.
П: Вот и вход в королевство. Но он, почему-то закрыт. Что вы видите?
|
Дети садятся на ковер в круг.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Идут в гости.
На дверях замки, в замках конверты разных цветов.
|
|
Проблемно-поисковый этап.
Цель: создание условий для самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы.
|
П: Как вы думаете, можно ли попасть в замок? Почему?
- Что же нам делать?
- Давайте проверим ваше предположение. Правильно вы догадались или нет.
|
Ответы детей.
Варианты ответов.
|
Слайд 2.
П: Вот и конверты с заданиями (зеленый, белый, желтый, синий, красный№1)
Присаживайтесь на коврик, мы сейчас посмотрим, какие задания нам нужно выполнить, чтобы открыть замки.
|
Дети слушают.
Следуют совету.
|
Основная часть:
|
П: Обратите внимание на конверты.
- Сколько их? Давайте посчитаем.
- Откроем первый конверт. Какого он будет цвета? Почему?
П: Открываем первый конверт, а в нем.
Слайд 3.
П: геометрическая фигура (желтый прямоугольник. На обратной стороне «грустная улыбка»)
П: Посмотрите на него. Какое у него настроение?
-Как вы думаете, почему?
-А вы знаете друзей прямоугольника? Назовите их.
П: Давайте найдем друзей прямоугольника в предметах которые нас окружают. Я буду называть предмет, а вы будете выкладывать перед собой ту фигуру, на которую этот предмет похож.
-Дверь, тарелка, крыша дома, яйцо, грань кубика.
-Сколько их получилось?
-Как их можно назвать одним словом?
-Чтобы наши друзья не терялись, давайте поселим их в одном домике. (перед каждым ребенком лист с изображением контура дома)
П: Чтобы лучше справиться с заданием, выполним гимнастику для глаз.
Физ.Минутка.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз
Повторять ты не ленись
Глазки вправо, глазки влево
И по кругу проведем.
Быстро, быстро поморгаем
И немножечко сожмем.
П: У вас у каждого есть домик. Я предлагаю, поселить:
- Прямоугольник в центре дома.
-Овал под прямоугольником.
-Круг над прямоугольником.
--Треугольник справа от прямоугольника.
-Квадрат слева от прямоугольника.
П: Заселили? Молодцы.
-Как вы думаете, настроение у нашего прямоугольника поднялось?
Слайд 4.
- Как можно назвать этот дом?
- А наш детский сад, можно назвать «Домом дружбы и радости»? Почему?
Слайд 5. (замок открыт)
П: Заглянем в следующий конверт. Я предлагаю открыть конверт, который лежит между синим и белым конвертом. (Педагог открывает конверт из него высыпается фасоль.)
- Странно, а где же задание? Где его найти? Ничего не понимаю.
- Задание спрятано, в емкости с фасолью. Нужно каждому вытащить карточку - загадку и отгадать ее.
Д/И «Блок Дьенеша»
Слайд 6. (замок открыт)
|
Разных цветов
Пять.
Красного. На нем цифра 1.
Грустное.
Нет друзей.
Ответы детей.
Прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат.
Ответы детей.
Геометрические фигуры.
Дети выполняют.
Ответы детей.
«Дом радости», «Дом дружбы», «Дом геом.фигур»
Ответы детей.
Желтый.
Дети высказывают предположения.
Дети разгадывают загадки по схеме. (каждый свою).
|
П: Я предлагаю открыть конверт не зеленый и не синий. Какой? (открываю, там цифры россыпью)
-Что такое цифры?
- Цифр сколько?
-А чисел?
- Давайте с вами поиграем с цифрами
|
Белый.
Это знаки, которыми обозначают числа.
10.
Много.
Ребенок берет любую понравившуюся ему цифру.
|
|
Д/У «По порядку становись», «Счет: прямой - обратный», «Назови соседей числа», «Числовые веера» (счет на слух, на один больше, меньше.)
Слайд 7(замок открыт)
П: Давайте посмотрим какое задание находится в синем конверте.
-Ой, ребята, а тут задание для меня. Как много! Помогите мне пожалуйста с ним справиться. Поможете?
- А чтобы нам легко было справиться с этим заданием, предлагаю выполнить..
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
«Если нравится тебе, то делай так…Если нравится тебе, то и друзьям ты покажи, если нравится тебе, то делай так…»
П: Кто затрудняется, поднимите карандаш, я подойду и помогу.
Проверка. «Прочти неравенство»
П: Кто справился с заданием быстрее всех, может пока ждет остальных ребят продолжить выполнять пальчиковую гимнастику с карандашом.
Слайд 8. (замок открыт)
П: Остался один конверт. Какой?
-А еще какой?
- А если по счету брать?
Открываю конверт.
|
Дети выполняют задания.
Дети выполняют задание за столами
Ответы детей.
Детям выдаются листы с заданием: «Поставь знак < > = »
Читают математические выражения.
Дети выполняют задание.
Зеленый.
Прямоугольный, последний
Пятый.
|
|
Д/И «Состав числа» (до пяти).
По степени сложности.
П: Предлагаю выбрать самим уровень сложности. Если кому-нибудь понадобится помощь, то можно использовать кубики-подсказки из набора «Мате +»
|
Дети выбирают самостоятельно, «домики на состав числа»
|
Слайд 9. (двери в страну королевы Математики открыты)
Слайд 10. (Королева благодарит детей за помощь)
|
|
|
|
Заключительный этап.
Рефлексия деятельности.
|
П: Ребята, я вас тоже благодарю. Вы с честью прошли все испытания.
-Какое испытание для вас оказалось самым легким?
- В каком испытании возникли трудности? Почему?
В благодарность я хочу вручить вам медали.
Выберите себе медаль и нарисуйте на ней эмоцию.
«Улыбается» – было интересно, всё получилось.
«Грустит» – было не интересно, трудно.
|
Ответы детей.
Дети выбирают медаль.
|
|
|