Старший воспитатель МБДОУ № 24 «МАЛЫШ» городского округа города Бор. Т.М. Щеголихина
Методическая работа — часть системы непрерывного образования педагогов. Она должна быть ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образовательной деятельности в ДОО и предоставление педагогам возможности себя реализовать.
Центром всей методической работы является методический кабинет. Методический кабинет многофункционален — это копилка традиций детского сада. Основной задачей методического кабинета является оказание методической помощи воспитателям и специалистам детского сада, создание условий для их профессионального роста, педагогического мастерства, побуждение педагогов на творчество и самореализацию, создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Успешность методической работы во многом зависит от самого старшего воспитателя. Он должен занимать активную позицию в саморазвитии и самореализации и быть примером для коллег.
При выборе форм методической работы важно учитывать стаж работы, возраст педагогов, их индивидуальные особенности, интересы. Особое внимание необходимо уделить взаимодействию с молодыми педагогами.
Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
- курсовая подготовка (квалификационные курсы 1раз в три года)
- профессиональная переподготовка (годичная), у кого нет профессионального образования
- участие в работе творческих групп
- участие в профессиональных конкурсах
- участие в методических объединениях.
С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные педагогические формы, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловые игры, аукционы педагогического мастерства, лекции-дискусии, тренинг, семинары, конкурсы профессионального мастерства, дискуссия, мастер-классы, поисково-творческие задания и др.
Остановимся на тех формах работы с педагогами, которые способствуют развитию активности, творчества, пробуждения инициативы у педагогов.
Одна из таких форм методической работы -это «Методические недели».
Тематика методической недели связана с планированием. В соответствии с темой методической недели, подбирается ее содержание, при этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с педагогами, детьми и родителями воспитанников
В ДОУ стали традиционными следующие методические недели:
- Неделя науки. В течении недели на сайте ДОУ даются рекомендации родителям и педагогам об организации опытнической работы в центрах познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и дома, педагоги совместно с родителями организуют с детьми познавательную деятельность через проведение различных опытов. Педагоги совместно с детьми своей группы организуют взаимопосещение других групп, организуют совместную презентацию с родителями о проведении различных опытов дома.
- Неделя музея. В каждой группе в нашем дошкольном учреждении организованны мини- музея. На данной недели педагоги совместно с детьми проводят взаимопосещение мини-музеев других групп, проводят презентации для детей других групп и родителями своих мини- музеев, чрез интернет воспитатели повышают свой профессиональный и культурный уровень чрез посещение музеев нашей страны.
- Неделя поэзии. Определяется тема недели (поэты-классики, стихи о временах года, стихи, посвященные году экологии и др. Организуются семинары-практикумы, оформляются стенды, на сайте детского сада даются рекомендации по содержанию стихотворений и обучению детей выразительному чтению)
- Методические недели при подготовке к педагогическим советам, в течении которых проводятся консультации, семинары, открытые просмотры по теме педсовета. Такие методические недели позволяют провести сразу несколько форм работы с педагогами: семинар –практикум, открытые мероприятия, консультации, видиопрезентации, выставки, взаимодействие с родителями и др.
Мастер-класс – новая форма, которая внедряется в методическую систему нашего дошкольного учреждения, Цель данной формы – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Педагоги нашего учреждения провели мастер-класс для воспитанников и их родителей по организации с детьми досуга. Педагоги подготовили мастер классы по изготовлению поделок и пособий из природного, бросового материала. За три дня родители могли ознакомиться с программой 6-ти мастер- класса и записаться на 2 мастер-класса (по 30 мин.). И дети и родители были в восторге от данного мероприятия, с которого могли уйти с работами, сделанными совместно. Результатом данного мероприятия — стало районное методическое мероприятие, где родители наших воспитанников для педагогов города и района показали свой мастер-класс.
В дошкольном учреждение любое методическое мероприятие для педагогов сопровождается ИКТ — технологиями (флеш-карты, презентации, видиофильмы, выход в интернет и т.п.). Все педагоги обучились на курсах по работе на компьютере и с интерактивной доской, умеют составлять мультимедийные презентации, предоставляют планы воспитательно- образовательной работы в электронном виде, многие педагоги обучились составлению интерактивных игр.
Осуществление контроля отражает состояние дел в детском саду, позволяет выявить причины успехов или неудач и определить перспективу дальнейшей работы, даёт информацию для последующего, более длительного контроля и анализа в процессе тематической проверки или целевых посещений. Контроль своей целью содержит оказание помощи педагогам, предупреждающие возможные ошибки в педагогическом процессе. Таким образом, осуществление контроля повышает профессиональное мастерство воспитателей.
С повышением профессионального мастерства педагогов, мы чаще стали использовать самооценку воспитателей своей деятельности. Так при анализе планов воспитательно- образовательной работы педагоги заполняют карты самообследования, выставляя самооценку при анализе своих планов, тем самым самостоятельно определяя сильные и слабые стороны содержания своих планов работы. Старший воспитатель проводит сводный анализ карт и выборочно проверяет некоторые планы воспитательно- образовательной работы, соотнося самооценку педагога со своей оценкой. Впоследствии такая карта становится памяткой для грамотного составления плана воспитательно- образовательной работы.
Одним из видов контроля становится: фотоотчет, когда педагоги предоставляют фотоотчет о проделанной работе с детьми по выполнению решений педсовета, о проведении методической недели, о работе с родителями и другие.
Инновационной формой работы с педагогами по повышению их профессионального уровня- стали дистанционные консультации, подготовленные старшим воспитателем. Консультации выставляются на сайт ДОУ для самостоятельного их изучения. Проверка по изучению того или иного материала осуществляется через продукты детской деятельности и содержание планов воспитательно- образовательной работы.
Повышению профессионального мастерства педагогических кадров способствует участие в районных творческих и профессиональных конкурсах районного, областного, всероссийского и международных уровней. Итоги участия педагогов в конкурсах оформляются на стендах «Наши достижения» и в портфолио педагогов.
О результативности методической работы по обеспечению развития педагогов дошкольного учреждения говорит положительная динамика образовательного и квалификационного уровня педагогических кадров (увеличение числа педагогов с высшим профессиональным образованием, первой и высшей квалификационными категориями).
Таким образом, сущность методической работы в дошкольном образовании заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Именно система методической работы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.
|