Шашура Галина Валерьевна. Функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы

Функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работыШашура Галина Валерьевна - Заведующий ГБДОУ детский сад № 73 г. Санкт-Петербург

Дошкольная организация  осуществляет свою деятельность, при этом заведующий затрачивают много усилий для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей  среды. Руководитель предпринимает попытки планировать деятельность организации, организовывать совместный труд, вести учет полученных результатов и принимать множество решений. Однако затраченный труд может оказаться пустой тратой времени, а организация будет "плыть по воле волн", если руководство не будет осуществлять эффективный контроль над воспитательно-образовательными  процессами, создающими дошкольной организации условия устойчивости. Контроль нужен для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности дошкольной организации. Однако сама функция контроля - понятие отнюдь не однозначное. Виды деятельности, включаемые по функциональному признаку разделения управленческого труда в контроль, так широки, что для того, чтобы увидеть их в процессе управления, необходимо рассмотреть их на широком фоне определенных понятий и влияний, прежде чем обсуждать основные принципы и цели.
Для установления уровня результативности зафиксированных фактов служит функция контроля. Без оценки полученного результата организация не может определить, насколько хорошо она функционирует и обеспечивает достижение поставленных целей. В необходимый момент времени система управления должна иметь сравнительные сведения о фактическом состоянии организации и о том состоянии, где она должна находиться в соответствии с разработанным планом.
Из определения общего понятия управления следует, что управление существует как процесс только тогда, когда можно установить факт достижения цели. Следовательно, контроль - это процесс человеческой деятельности, направленной на установление полезности свершившегося факта, его направленность на достижение цели или степень отклонения от плана достижения цели, допущенного отдельным лицом, группой лиц и организацией в целом. В этом смысле функция контроля - это такой вид управленческой деятельности, который позволяет организации вовремя воспринимать факт достижения результата (цели) или устанавливать ошибки, которые вредят достижению целей организации.
Следовательно, функция контроля направлена на установление ошибок и ограничение их накопления в деятельности дошкольной организации.
Неопределенность является основным условием, в котором заведующим дошкольной организации приходится принимать решения. Люди, принимающие участие в подготовке решения (сбор, анализ, обработка информации, выработка вариантов решения) и его реализации (исполнении), являются мощным источником неопределенности. Их поведение трудно прогнозируемо и зависит от многих личностных характеристик и условий работы. Заведующему важно понимать, что достичь каких-либо результатов можно, работая совместной с людьми и через посредство людей. В данном процессе функция контроля, позволяя заведующему убедиться, что люди, участвующие в процессе принятия и исполнения решения, действуют так, как нужно. Кроме того, в процессе контроля заведующий может своевременно выявить проблемы и не позволить им перерасти в кризис.
Следовательно, функция контроля обеспечивает своевременное преодоление сложных проблем в дошкольной организации, в совместном труде, в производстве и управлении.
Общение с людьми является основным методом в деятельности заведующих. Коммуникации в работе заведующего дошкольной организации строятся на умении «говорить на языке» того лица, с которым ведется работа. В организации эффективных коммуникационных связей функция контроля исполняет роль обратной связи.
Следовательно, контроль, используемый в процессах коммуникаций в форме обратной связи, позволяет руководителю убеждаться в том, что подчиненный правильно понял и воспринял поставленную перед ним задачу.
Стандарты. Процесс контроля заключается в выявлении отклонений от планируемых (заданных) параметров. Процессы управления протекают в условиях определенных норм - стандартов.
Стандарты характеризуются наличием определенных ограничений (рамок), в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Стандарты отражают условия, задаваемые факторами внешней среды и возможностями (потенциалом) организации. Они являются результатом процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, отражают системы целей и стратегий организации. Поскольку цели и стратегии постоянно корректируются вследствие действия на систему принципа динамического равновесия, то и стандарты подлежат изменению.
Следовательно, правильно организованный контроль направлен на отслеживание появления ситуаций, приводящих к изменению стандартов.
Эмоции. Поскольку организации вынуждены работать в условиях стандартов, то в организациях и в обществе в целом слово «контроль» имеет негативную окраску и порождает, прежде всего, отрицательные эмоции. Контроль часто интерпретируется как принуждение, ограничение, подчинение чему-то. Со словом «контроль» можно ассоциировать чувство неопределенности и беспокойства.
Обычно работники сопротивляются контролю над своей деятельностью, особенно если они ощущают неоправданность, чрезмерность контроля или его неправильную направленность. Все это верно. Однако сущность и смысл контроля заключается не столько в ограничениях деятельности отдельных лиц, сколько в возможности обеспечения достижения дошкольной организацией своих целей путем своевременной корректировки деятельности организации до того, как возникающие проблемы не превращаются в кризис. Контроль позволяет сопоставлять реально достигнутые результаты с запланированными показателями, т. е. ответить на вопрос: насколько мы продвинулись к поставленным целям? Руководство дошкольной организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Важнейший смысл контроля заключается в определении именно тех направлений деятельности педагогов и технического персонала, которые наиболее эффективно способствовали достижению общих целей организации. Уровень участия в достижении целей дошкольной организации должен быть понятным персоналу, а не только руководителю. В этом случае им будет понятен смысл контроля над их деятельностью.
Следовательно, создание эффективной организации контроля обеспечивает снижение системы сопротивления контроля со стороны работников дошкольной организации.
Контрольная функция - это деятельность не только по выявлению отклонений фактического результата от плановых показателей, но в то же самое время и проверка эффективности, правильности, обоснованности ранее принятых решений. Контроль также выявляет фактическую базу, которая позволяет осуществить коррекцию ранее принятых решений, или же принять новое решение, более соответствующее фактическому положению, свойственному возможностям организации.
Приспособление к изменениям внешней среды. Дошкольная  организация в значительной мере зависит от оценки изменений, происходящих во внешней среде, и своевременном приспособлении своей деятельности к этим изменениям. Контроль создает воспитательно-образовательную систему открытого типа, т. е. взаимодействующую с внешней средой - одно из наиболее широко распространенных явлений природы.
Настало время дать понятие функции контроля. Существуют различные определения этого понятия. Например, контроль - это функция «непосредственного и постоянного надзора» (К. Маркс, соч., изд. 2-е, т. 23, с. 343). Контроль - это «орудие совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь предложений трудящихся» (Смирнов Б. В. Функции управления социалистическим производством). Контроль - это «оценка решений (в том числе и решений о бездействии) после того, как они уже воплощены в жизнь» (Р. Акофф. Планирование в больших экономических системах). Контроль-это процесс обеспечения достижения организацией своих целей» (Мескон М. X. и др. Основы менеджмента). Толковые словари дают такие объяснения слова «контроль»: регулировать, контролировать, держать в границах, проявлять власть.
Такие понятия исходят из того, что контроль как вид управленческой деятельности и как функция управления меняет свою окраску в зависимости от окружающих условий, а также из-за недостаточно глубокого исследования данной вида деятельности. Это приводит к тому, что контроль очень часто объединяют такими самостоятельными функциями, как анализ и регулирование.
Специалисты, наверное, согласятся с тем, что понятие «контроль» охватывает три его значения: 1) контроль как одна из общих функций управления; 2) контроль как деятельность или процесс выполнения управленческой работа; 3) контроль как способ соблюдения персоналом установленных стандартов (ограничений и критериев).
Исходя из этих предпосылок, дадим следующее определение понятию «контроль».
Контроль - это процесс, с помощью которого организация (коллектив людей) осознанно устанавливают фактические результаты, и сопоставляют с тем, что должна делать для достижения запланированных целей.
Теперь, когда есть общее представление о том, что такое контроль, рассмотрим контроль как функцию управления и как вид управленческой деятельности.
Являясь связующей и многоликой функцией в процессе управления, контроль имеет множество целей. Основными целями контроля в организации являются следующие.
Существует несколько видов контроля: предупредительный, тематический, фронтальный, сравнительный, обзорный.
Цель предупредительного, или предварительного, контроля заключается в том, чтобы предупредить возможные ошибки в работе воспитателя. Он применяется в основном по отношению к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Заведующий анализирует календарный план, наблюдает за работой воспитателя в течение дня, проверяет его готовность к работе (наличие наглядных пособий, оборудование педагогического процесса).
Тематический контроль имеет целью привлечь внимание коллектива к определенным задачам дидактического, методического, воспитательного характера, которые в данном детском саду решаются недостаточно успешно. Это самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он проводится также с целью проверки выполнения разделов программы отдельными воспитателями.
В ходе проверки устанавливается, владеет ли воспитатель методикой проведения занятий по данному разделу программы, правильно ли оборудован педагогический процесс при выполнении программы по данному разделу, какой уровень знаний детей, какие умения и навыки сформированы у них в данном виде деятельности, соответствует ли это требованиям программы, насколько самостоятельны дети и др. В результате тематической проверки у руководителя должно быть полное представление о том, как проводится в группе работа по данному разделу программы. Такой контроль требует от проверяющего знания различных методик дошкольного воспитания, современных исследований, новинок методической литературы.
Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку работы воспитателя. Такой контроль предполагает посещение группы в течение нескольких дней. Лучше, когда фронтальной проверке подвергаются оба воспитателя, работающие в одной и той же возрастной группе. В этом случае можно установить преемственность методов педагогического воздействия, согласованность в работе педагогов между собой, с детьми, нянями и родителями, выявить сильные и слабые стороны в работе каждого, помочь им скоординировать работу.
В процессе фронтального контроля изучаются календарные планы, документация группы, работа с родителями, педагогической квалификации, участие в общественной жизни коллектива.
Сравнительный контроль необходим для сопоставления результатов работы воспитателей по выполнению различных разделов программы. Такой контроль позволяет выявить разницу в работе воспитателей параллельных групп. Например, заведующий, просматривая детские рисунки двух подготовительных к школе групп, замечает, что они очень отличаются и по технике исполнения, и по сюжетам. Чтобы выяснить, почему это так, он проверяет, как ведется работа по обучению детей рисованию, каково влияние педагога на развитие изобразительного творчества детей в параллельных группах. В результате проверки устанавливает, что один воспитатель слабо владеет методикой обучения детей изобразительной деятельности, к тому же в эту группу попали дети, не посещавшие ранее детский сад. В соответствии с этими причинами, вызывающими отставание детей в рисовании, заведующий вырабатывает предложения, которые должны исправлять существующее положение. В данном случае – это изучение опыта коллег, успешно работающих рядом, более активное привлечение детей к рисованию в свободное время, посещение семинара по овладению практическими навыками рисования и др. Сравнительный контроль используется и с целью сравнения работы двух воспитателей из одной группы.
Обзорный контроль следует рассматривать как разновидность тематического контроля. Он дает представление о работе педагогического коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент. Например, может быть проверена готовность всех воспитателей к рабочему дню или к первым дням работы с детьми в новом учебном году; выявлены наиболее успешные методы в работе каждого воспитателя к концу учебного года.
Время осуществления контроля.
По признаку времени решения задач контроль можно разделить на три основных вида:
а) предварительный контроль
б) текущий контроль
в) заключительный контроль
Это обстоятельство станет более понятным после краткого ознакомления с выделенными видами контроля.
Предварительный контроль тесно переплетается с другими функциями (планированием, анализом) и поэтому бывает очень трудно определить состав задач, отнесенных к данному виду контроля. Сложность выявления задач объясняется спецификой процесса предварительного контроля. Это проявляется в следующем:
1. Контроль осуществляется не на стадии выполнения плановых заданий или распоряжений заведующего, а на стадии планирования, организации, разработки проектов и др.
2. Контроль выражается не в сопоставлении текущего состояния со стандартами, а в соблюдении определенных правил, норм, ограничений, требований, процедур поведения. В дошкольных организациях предварительный контроль используется в следующих видах деятельности: разработке различных проектов (планы, структура управления и т. п.), в подборе персонала, определении материальных ресурсов.
Текущий контроль направлен на выявление отклонений непосредственно в ходе осуществления педагогического процесса.
Текущий контроль большей частью охватывает решение педагогических задач и является прерогативой заведующих, контролирующих работу своих подчиненных.
Текущий контроль может проводиться как во время выполнения педагогического процесса , так и для измерения фактических результатов, полученных после проведения педагогического процесса, направленного на достижение определенных целей. Это наиболее распространенная и наиболее видимая часть контроля, осуществляемого в педагогических организациях.
Заключительный контроль включает в себя задачи, которые решаются только после того, как воспитательно-образовательная деятельность закончена. Контроль может выполняться сразу после завершения работы в целом, либо по истечении заранее установленного времени после выполненной работы.
Можно поставить вопрос: для чего нужен такой контроль, если работа уже сделана, и повлиять на нее невозможно. В качестве аргумента можно привести цитату из мудрой китайской книги «И Цзинь» («Книги перемен»): «Когда умный человек видит, почему он добился успеха, он делает так снова. Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их».
Заключительный контроль позволяет провести глубокий анализ выполненной работы для того, чтобы выявить причины такого выполнения работы.
Вторым важным направлением заключительного контроля является точное и объективное измерение полученного результата выполненной работы для последующего мотивационного вознаграждения исполнителя.
Функция контроля - это совокупность задач управления, решение которых направлено на получение информации, характеризующей состояние контролируемых параметров объекта.
Задачи контроля играют связующую роль между задачами планирования, устанавливающими стандарты, задачами учета, фиксирующими состояние контролируемого объекта, и задачами регулирования, обеспечивающими корректировку в том случае, если достигнутые фактические результаты существенно отличаются от установленных стандартов или плановых показателей. В практике управления возможны случаи, когда информация, используемая для контроля, не подлежит учету (нет потребности). В этом случае контроль представляет собой процесс наблюдения за поведением контролируемого объекта. Разумеется, не все процессы и объекты в организации контролируются. Сплошной контроль сдерживает инициативу работников, превращает организацию в жестко регулируемую систему и снижает эффективность ее функционирования. Чтобы этого не произошло, при разработке схемы контроля необходимо чета определить состав задач контроля. Каждая задача, которая может быть или должна быть включена в схемы контроля, сопоставляется:
•    подсистемой (объектом или процессом), состояние которой необходимо контролировать;
•    параметрами объектов или процессов, которые возможно измерить;
•    влиянием вариаций параметров, влияющих на достижение целей;
Содержание задачи контроля (исходная информация, время, параметры, назначение контроля) определяется целью контроля. Важной характеристикой задач контроля является его направленность на среду (внутреннюю, внешнюю).
Дошкольная организация имеет множество конкретных целей, параметры педагогического процесса, достижения которых поддаются измерению. Цели контроля - установить допустимые отклонения плановой деятельности от стандартов. В процессе контроля стандарты отличаются двумя очень важными особенностями: - наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа; - наличием конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

Эффективно действующий контроль в дошкольной организации не является стихийно сложившимся процессом. Как и любую человеческую деятельность, процесс контроля необходимо разрабатывать и организовывать. Проектирование процесса контроля ведется совместно с разработкой организационной структуры управления (как ее составная часть). Кроме того, заведующий для целей контроля широко использует неформальные источники информации. Поэтому при разработке схемы контроля необходимо, по возможности, учесть потоки информации, протекающие в неформальной структуре.
По результатам контроля не всегда предпринимаются регулирующие воздействия. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что поставленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
Осуществление корректировки отклонений достигается функцией регулирования, вырабатывающей необходимое воздействие на контролируемых.
Создаваемая система контроля в дошкольной организации должна своевременно реагировать на усиления сигнала и обеспечивать принятие адекватного решения, ослабляющего появление угроз со стороны внешней среды.
Контроль - это деятельность управленческих работников (заведующих дошкольных организаций) осуществляющих процесс установления соответствия полученного результата (факта его появления) плановым стандартам и критериям или оценку степени отклонения результата от стандарта (критерия).
.
Список литературы

1.Мартыненко Н. М. «Основы менеджмента». К., 2003.
2.Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления. М., 2005.
3.Бобышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли. М, 1998.
4.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 2002.
5.Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления. М, 1996.
6.История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового. М., 1997.

Просмотров: 3068
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фаттахова Наталья Вячеславовна, Григорьева Ирина Николаевна. Тематический контроль «Состояние работы по развитию конструктивной деятельности дошкольников и формирование предпосылок развития технического творчества»
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Милованова Ольга Петровна. Схемы контроля образовательной и совместной деятельности
  • Валеева Нина Петровна. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
  • Людмила Викторовна Шабалина. Школа молодого руководителя 'Контроль функционирования и развития ДОУ'.
  • Толмачева Светлана Сергеевна, Надорова Татьяна Владимировна. Методика эффективного контроля усвоения детьми программы занятий в ДОУ
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Аналитическая справка по результатам тематического контроля по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
  • Теплинская Наталья Александровна. Методические рекомендации по использованию технологии «Игрушечный совет» в организации воспитательно–образовательной работы в дошкольной образовательной организации
  • Влащицкая Олеся Евгеньевна. «Внедрение волонтёрской деятельности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации»
  • Богданова Надежда Владимировна. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Организация театрализованной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации»
  • Капралова Светлана Борисовна. Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы)
  • Лобастова Анастасия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Арбекова Нина Павловна. Обобщение опыта работы «Система работы по реализации регионального компонента в дошкольной образовательной организации».
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Еремеева Евгения Николаевна. РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Попова Анна Андреевна Карасёва Екатерина Ивановна. Роль мультипликации как средство развитие детей в дошкольной образовательной организации
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Папикян Наталья Юрьевна. «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
  • Васильева Ольга Ивановна. Проект как основа современной дошкольной образовательной организации
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Василенко Светлана Борисовна. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Насурова Н. В.. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Валентина Иванова. Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Подольская Ольга Алексеевна. Конспект семинара-практикума для воспитателей дошкольной образовательной организации «Пластилиновые фантазии»
  • Борисова Ольга Вячеславовна. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ НА СВЕТОВЫХ СТОЛАХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь