Лобастова Анастасия Геннадьевна. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лобастова Анастасия Геннадьевна

Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия

Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «речевой этикет», характеризуются его признаки, а также доказывается важность соблюдения норм речевого этикета для профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, нормы речи, педагог дошкольной образовательной организации, воспитатель, речь педагога, речь воспитателя.

Lobastova Anasnasia Gennadievna

Scientific adviser: Segova Tatiana Dmitrievna

 

THE DEVELOPMENT OF SPEECH ETIQUETTE EDUCATOR

PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Abstract: the article reveals the essence of the concept of "speech etiquette", characterizes its features, and also proves the importance of compliance with the norms of speech etiquette for professional activity of preschool educational organization.

Key words: etiquette, speech etiquette, speech norms, teacher of preschool educational organization, educator, teacher"s speech, educator"s speech.

Этикет — свод или система поведенческих правил, которая принята в определённых социальных кругах, общностях. Этот свод (система) правил касается внешнего проявления отношения к людям [3, с. 396].

Этикет (фр. etiquette от греч. ethos— обычай) — установленный и общественно принятый порядок обхождения и поведения (речевой этикет, дипломатический этикет) [6, с. 484].

Речевой этикет — это национально специфическая микросистема язы-ковых, речевых единиц, которые приняты и предписываются обществом с целью установления контакта между участниками акта коммуникации, под-держания общения и его определенной тональности в соответствии с правилам речевого поведения. Таким образом, при помощи данных речевых единиц участники общения включаются в такие этикетные ситуации, как приветствие, прощание, знакомство, обращение и привлечение внимания, извинение, благодарность, приглашение, соболезнование, комплимент, поздравление, пожелание, просьба и прочие [2, с. 84].

Речевой этикет — это комплекс устойчивых формулировок общения, которые предписываются социумом в качестве правил речевого поведения для установления речевого контакта партнеров по общению, поддержания коммуникативного акта в определенной тональности в соответствии с их социальными ролям и ролевым позициям и друг относительно друга, взаимоотношениями в официальной и неофициальной обстановке [5, с. 416].

В отечественном языкознании представлены две трактовки речевого этикета: более узкая, связывающая речевой этикет в основном с использованием речевых этикетных формул, и более широкая, не рассматривающая речевой этикет лишь как комплекс речевых формулировок.

Рассматривая речевой этикет в узком смысле, исследователи характе-ризуют его как речевое поведение, обязательно включающее в себя автоматизированное воспроизведение специфических этикетных формул. В широком смысле речевой этикет рассматривается учеными-лингвистами как достаточно широкая зона языковых и речевых единиц, способствующих выражению доброжелательного отношения к партнерам по общению [11, с. 69]. Речевой этикет в широком смысле становится практически равным мотивированной речевой деятельности, являющейся одним из видов социальной деятельности. Анализ вежливости и речевого этикета как проявления вежливости в речи подразумевает внимание ко всем средствам речевого этикета, а также к социокультурными социолингвистическим компонентам коммуникации, подходящим для речевого этикета [1, с. 286].

Термин «речевой этикет» включает слово «правила», поэтому, следовательно, речевой этикет тесно связан с понятием нормы.

В настоящее время в языкознании понятие «норма» используется в двух значениях: во-первых, так называется «общепринятое употребление языковых средств в речи», во-вторых, это зафиксированные словарями, учебниками, специальными справочниками правила и указания, «упорядочивающие употребление языковых средств в речи человека» [4, с. 121]

В настоящее время в современной языковой практике речевой этикет чаще всего рассматривается с прагматической точки зрения, а именно в качестве средства достижения какой-либо цели коммуникации (привлечение внимания партнера по общению, демонстрация заинтересованности в процессе общения и пр.).

Речевой этикет подразумевает комплекс типичных этикетных ситуаций (знакомство, приветствие, прощание, обращение, привлечение внимания, извинение, благодарность, одобрение, комплимент, совет, поздравление, пожелание, просьба).

Вышеперечисленные речевые этикетные ситуации не являются замкнутыми, они открыты для области стереотипов общения, обусловленных социальной и национальной спецификой [5, с. 416].

Одним из важнейших качеств речевого этикета является его ситуатив-ность: выбор формул этикета, и поведение человека в акте коммуникации могут и должны изменяться в соответствии с изменением коммуникативной ситуации, состава людей, участвующих в коммуникативном акте. Также этикетные формулы должны коррелировать с изменением цели общения и его проблематики, а также иными ситуативными изменениями в ходе коммуникативного акта.

В процессе постоянного повторения в стандартных ситуациях речевой этикет воплощается в специфических устойчивых выражениях, речевых оборотах, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка [9, с. 347]

Речевой этикет подразумевает в коммуникативном акте комплекс социально значимых позиций, а именно степень официальности либо неофициальности партнеров по общению, равенство либо неравенство их в ситуации общения и т.д., то есть все принятые в конкретном обществе нормы вербального и невербального поведения [8, с. 23]

Н. И. Формановская выделила признаки речевого этикета, которые характеризуют лингвистическую природу данного явления и могут быть использованы в условиях обучения для коммуникативной практики:

  1. Такое внелингвистическое явление как область применения речевого этикета характеризуется тем, что социум предписывает участникам определенной социальной общности использовать для коммуникации в определённых ситуациях специфические формулы речевого поведения. Намеренное (либо, наоборот, случайное) неиспользование традиционных форм приветствия, извинения, прощания, соболезнования и пр. может стать причиной социальных конфликтов в коллективе.
  2. Область использования речевых этикетных единиц— это комплекс ситуаций, которые обслуживаются единицами коммуникации, составляющими сочетание групп тем и синонимов. А. А. Акишина и Н. И. Формановская выделяют следующие этикетные ситуации: «Знакомство», «Приглашение», «Просьба», «Приветствие», «Прощание», «Привлечение внимания и обращение», «Запрещение», «Согласие», «Отказ», «Пожелание», «Благодарность», «Извинение», «Соболезнование» [11, с. 23].

По мнению Г. А. Шульженко, рассмотрение процесса функционирования речевых этикетных формул в речи свидетельствует том, что речевой этикет — это, с одной стороны, комплекс тематических групп единиц, с другой стороны, это система малых жанров речи, которые реализуются через использование стереотипных высказываний. Каждый из этикетных жанров обладает следующими признаками:

  • определённая тематика этикетного жанра (она определяется через выражение определенного желания, направленности речи говорящего — попросить, похвалить, поздравить, выразить соболезнование и т.д.);
  • стереотипный набор высказываний (специфических этикетных фор-мул), закрепленных за данной тематической ситуацией и различающихся по своим социолингвистическим характеристикам;
  • заданная в жестких рамках диалогическая структура.

Специфика малых речевых жанров, составляющих микросистему речевого этикета, находит свое отражение в типизированных моделях, образцах организации взаимодействия участников общения в разнообразных формальных и неформальных ситуациях.

Их специфичной чертой является функционирование в стандартных ситуациях, которые из-за своей частоты и повторяемости в большой степени обслуживаются речевыми штампами (клише).

3. Функциональное поле. В основе речевого этикета лежат основные языковые функции: коммуникативная (функция общения) и функция выра-жения мыслей. Наиболее ярко в речевом этикете проявляется именно коммуникативная функция, функция же выражения мыслей имеет минимальное значение в ситуациях речевого этикета, поскольку познавательное содержание единиц речевого этикета невелико.

Внутри коммуникативной функции Н. И. Формановская выделяет не-сколько специфических функций: контактная, регулятивная, императивная (функция воздействия), конативная (функция вежливости), аппелятивная (функция призыва), эмоционально-экспрессивная функция (выражение эмоций и оценки).

4. Семантическое поле — это комплекс синонимичных, связанных те-матически единиц в каждой из клишированных ситуативных тематических групп [11, с. 23]

И. А. Стернин выделяет следующие признаки речевого этикета: ситуативность, регулятивность, согласованность, наличие коммуникативной рамки.

Ситуативность речевого этикета заключается в том, что он выражает определенное отношение говорящего к партнеру по коммуникации лишь в определенной ситуации, только применительно к данному собеседнику, в момент общения, в конкретном месте общения. Изменение какого-либо из вышеперечисленных параметров подразумевает изменение используемых формул этикета. Таким образом, для каждой ситуации общения существует определенный набор клише речевого этикета [7, с. 7].

О. Н. Турбина также отмечает, что характерной особенностью речевого этикета является ситуативность — приветствие, прощание, поздравления, благодарность, просьба, соболезнование, и т.д. При изменении коммуникативной ситуации, состава участников общения, цели и проблемы общения, других ситуативных изменений в общении, должны меняться, как следствие, выбор формул речевого этикета и само поведение человека в ситуации общения. Таким образом, для каждой коммуникативной ситуации существует также свой речевой этикет [8, с. 23]

Регулятивность речевого этикета означает, что он регулирует отношения между участниками акта коммуникации. Он осуществляет распределение коммуникативных ролей, обозначает статус собеседников и определяет тональность общения.

Согласованность речевого этикета подразумевает, что этикетные нормы согласованно выполняются всеми участниками коммуникации, что в определенной этикетной ситуации должен состояться обмен информацией, носящей этикетный характер.

Наличие коммуникативной рамки предполагает присутствие обяза-тельных компонентов, которые являются организующими для акта этикетного общения в разнообразных речевых ситуациях. Например, это приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, приветствие и прощание при телефонном разговоре и т.д. [7, с. 7].

Таким образом, речевой этикет можно характеризовать как специфическую разновидность конверсационной нормы, накладывающей ограничения на последовательность речевых актов в диалоге; данные ограничения осуществляются как в пределах одной реплики (или речевого хода), так и в сочетании речевых ходов участников коммуникативного акта [13, с. 53].

О. Н. Турбина также указывает, что для взаимодействия в ситуации общения характерны специфические коммуникативные нормы — коммуни-кативные правила, являющиеся обязательными для выполнения определенной личностью или обществом (приветствие при встрече знакомого, благодарность за услугу, извинение за проступок), а также коммуникативные традиции — нормы, которые не обязательны для выполнения, но соблюдаемые большинством людей и рассматриваемые в конкретном социуме в качестве желательных для выполнения.

Владение правилами речевого этикета подразумевает знание норм в конкретной этикетной ситуации, их ситуативно уместное и целесообразное использование, и в случае изменения ситуации общения умение изменить свое коммуникативное поведение, перейти к другим нормам речевого этикета [8, с. 24].

Коммуникативная ситуации включает комплекс факторов, которые необходимо учитывать участникам речевого акта в ходе общения. Прежде всего, это тип ситуации — официальная либо неофициальная [8, с. 24].

Умение общаться, соблюдая речевой этикет, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей культуры речи педагога.

С позиций современной лингвистики, речевая культура представляет собой такой отбор и такую организованную систему средств языка, которые позволяют обеспечить максимальный эффект для достижения необходимых целей и задач коммуникации с учетом соблюдения литературных языковых норм и этики общения.

В современном обществе все большее значение придаётся владению культурой общения в профессиональной деятельности, готовности использовать профессионально значимые качества, компетенции (языковедческую, культуроведческую, коммуникативную).

Современному воспитателю дошкольной образовательной организации необходимо четко понимать специфику и суть профессиональной речевой культуры, принимать и использовать в процессе профессионального общения основные речевые качества и нормы: правильность, точность, логичность, содержательность, ясность, выразительность, образность, уместность.

На основании вышеперечисленных характеристик определены основные параметры профессиональной речевой культуры воспитателя: обязательное знание языковых норм (орфоэпических, грамматических, орфографических, пунктуационных) в формах устной и письменной речи; владение терминологической культурой, то есть наиболее значимыми определениями и понятиями; умение использовать такие средства языка, которые обеспечивают точность речи в смысловом отношении, уместность при использовании различных функциональных стилей языка и выразительность в эстетическом плане; способность к организации и ведению диалога; соблюдение норм речевого этикета; владение основными знаниями по речевой технике [12, с. 33].

Речь воспитателя — это такой инструмент профессиональной деятельности, с помощью которого можно выполняются разнообразные педагогические задачи: сделать процесс обучения более привлекательным для воспитанников, разъяснить сложную тему с использованием интересных примеров, создать в группе атмосферу общения и заинтересованности, построить продуктивное партнерское взаимодействие с родителями.

Эффективность речи воспитателя во многом зависит от уровня освое-ния языка, умения осуществлять правильный отбор языковых средств, речевых этикетных формул. Она зависит также от того, какой стиль общения является для педагога характерным, его установок на общение с партнерами по коммуникации (педагогами, дошкольниками, родителями), от степени освоения им психологических особенностей ситуации речи.

Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности воспитателя является общение с людьми: представителями администрации дошкольной образовательной организации, сотрудниками, родителями воспитанников, как в режиме реального времени, так и в сетевом пространстве. Ситуации общения требуют от воспитателя владения формулами речевого этикета, умением применять их для того, чтобы общение было бесконфликтным и продуктивным.

Следует отметить, что речь воспитателей дошкольных образователь-ных организаций зачастую несовершенна. Они не всегда владеют нормами литературного произношения, испытывают сложности в применении правил и норм этикета в речевом общении и поведении.

Типы основных наиболее часто встречающихся ошибок в речи воспитателей:

  1. Лексические ошибки: непонимание значения слова; лексическая не-полнота высказывания; смешение паронимов; неточный выбор синонима; нарушение норм лексической сочетаемости; неверное употребление фразеологических оборотов; многословие (плеоназм, тавтология); употребление просторечных слов, жаргонизмов.
  2. Грамматические ошибки: нарушение норм согласования и управления в построении словосочетаний; нарушение норм образования форм различных частей речи; нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого; нарушение норм построения односоставных предложений.
  3. Произносительные ошибки: нарушение норм произношения гласных звуков; ошибки в постановке ударения; нарушение норм произношения согласных звуков.

Следует отметить, что зачастую воспитатели дошкольных образова-тельных организаций не осознают в полной мере недостаточность уровня собственной речевой компетентности, и, как следствие, не считают важной работу по самообразованию в плане совершенствования как устной, так и письменной речи. При этом речевая культура воспитателей является серьезным фактором влияния как на речевую культуру дошкольников, так и родителей воспитанников [12, с. 34].

Таким образом, речевой этикет — это органическая часть культуры речевого общения, которая представляет собой совокупность норм и правил речевого поведения, систему клишированных речевых формул общения, установленную обществом или какой-либо социальной группой внутри себя.

Соблюдение норм речевого этикета является важной составляющей общей и речевой культуры воспитателя. Владение речевым этикетом необходимо воспитателю детского сада, поскольку данная профессия подразумевает постоянное общение с другими людьми (сотрудниками, родителями, детьми). Вместе с тем существует проблема развития речевого этикета педагогов дошкольной образовательной организации, поскольку воспитатели зачастую испытывают сложности в применении правил и норм этикета в речевом общении и поведении.

Список литературы

  1. Баталов А. А., Огуречникова Н. Л. Особенности русского речевого этикета ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — № 2. — С. 285 — 290.
  2. Голованова Д. А., Михайлова Е. В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. — М.: Слово, 2009. — 144 с.
  3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  4. Нелюбин Л. Л. Толковый переводческий словарь. М.: Наука, 2008. — 289 с.
  5. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 703 с.
  6. Словарь иностранных слов для школьников / Сост. Л. А. Субботина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 496 с.
  7. Стернин И. А. Русский речевой этикет. — Воронеж, 1996. — 73 с.
  8. Турбина О. Н. Речевой этикет и межкультурная коммуникация // Альманах современной науки и образования. — 2011. — № 12. — С. 23 — 25.
  9. Фомина Н. В. Речевой этикет и работа над ним в начальных классах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 1. — С. 346. — 349.
  10. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. — М.: Русский язык, 2002. — 215 с.
  11. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура речи. — М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
  12. Формановская Н. И., Габдулина С. Р. Русский и английский речевой этикет: сходства и различия: Справочник. М.: Слово, 2008. — 212 с.
  13. Шульженко Г. А. Малые речевые жанры в системе английского речевого этикета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2008. — № 1. — С. 161 — 164. [Электронный ресурс]. —— URL: https: //elibrary. ru/item. asp? id=15207721 (дата обращения 01. 12. 2018).
Просмотров: 793
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Бульгина Ирина Евгеньевна. Педагогический проект ' Воспитание речевого этикета у детей дошкольного возраста'
  • Татьяна Гунина. Научные основы речевого общения в трудах исследователей
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Лилия Гатиятова. Перспективное планирование по образовательной области 'Социализация'. Культура поведения и этикет.
  • Шарко Елена Владимировна. Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
  • Мамойко Галина Николаевна. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
  • Репецкая Татьяна Михайловна. «Развитие речевой коммуникации ребенка-дошкольника через творчество и приобщение к ценностям культуры на интегрированных логопедических занятиях».
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Шестакова Алёна Александровна. «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Губайдуллина Вера Николаевна. Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.
  • Сороко Ольга Владимировна. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольников
  • Бойкачева Регина Вячеславовна. Растормаживание речи у неговорящих детей с использованием сенсомоторных приемов. Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития
  • Ирина Горюнова. Школа вежливости. Этикет для карапузов в детском саду
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну этикета»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Важенина Наталья Николаевна. Формирование речевой культуры поведения старших дошкольников
  • Хрищатая Галина Петровна. Проект «Развитие творческих способностей в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речи»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Ольга Давыдович. Примерный план образовательной работы с детьми 1-3 лет «Этикет».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь