Шестакова Алёна Александровна. «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационнаяформа речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников

Уважаемые родители, одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является речевое развитие детей. Это объясняется сензитивностью периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективногоигрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и ихвзаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организациянаблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активнуюпозицию ребёнка в деятельности, прежде всего совместной. «Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизнипроисходит у дошкольников в ходесовместной предметной и предметно-игровой деятельности. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Для развития полноценного речевого развития педагоги могут использовать такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми как игровые обучающие ситуации (ИОС). Что же такое ИОС? Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Её задачи:

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

ИОС — это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда
  • в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом

- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Игровые ситуации основаны на следующих принципах:

  • отсутствие принуждения
  • поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности

- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

ЕльцоваО. М. отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

Видами игровых обучающих ситуаций могут быть:

  1. ситуации-иллюстрации,
  2. ситуации-упражнения,
  3. ситуации-проблемы,
  4. ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социальных норм и поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС начинает использоваться со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Николаева С.Н выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:

  1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами. Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
  2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их роль увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
  3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДОвыступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности, с физкультминуткой, с переключением внимания, с шуткой-прибауткой, с игрой, с соревновательным моментом, с кооперацией, с наглядностью, с метафорами и аналогиями, с опорой на спонтанный опыт ребенка, с познавательным интересом, с удивлением.

Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

  • во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детскойсовместности,
  • во-вторых, видеть ресурсы разных этапов НОД для развития коммуникативнойкомпетентности детей».
Просмотров: 979
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Муранова Александра Владимировна. Конспект игровой развивающей образовательной ситуации по художественно-эстетической деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная гжель»
  • Семенова Маргарита Анатольевна. Сценарий игровой ситуации по развитию изобразительной деятельности детей дошкольного возрасти (старшая группа) Тема: «Весна — красна»
  • Гайко Лидия Алексеевна. Конспект Образовательной деятельности в форме игровой ситуации по речевому развитию на тему: «Первоцветы Краснодарского края, занесенные в Красную книгу» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).
  • Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Марчук Наталья Анатольевна. Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «По следам Снежной Королевы».
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Субботина Ольга Георгиевна. Конспект игровой ситуации по сенсорному воспитанию детей 1 младшей группы «Курочка и цыплятки»
  • Бабынина Татьяна Николаевна Соавторы: Мороз Екатерина Александровна Краснокутская Светлана Петровна. Конспект игровой образовательной ситуации по ФЭМП в группе детей младшего дошкольного возраста с использованием технологии В.В. Воскобовича «Фиолетовый л
  • Филько Елена Викторовна. Конспект совместной игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по художественно-эстетическому развитию «Наряд для осени»
  • Семено Л. В. Сценарий образовательной ситуации по организации познавательно – коммуникативного развития в подготовительной к школе группе «Как древние люди передавали информацию на расстоянии».
  • Моторкина Светлана Александровна. Конспект игровой образовательной ситуации «В гости к сказке»
  • Лубкова Анастасия Андреевна. Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной к школе группе «Тигруля и его друзья в сказочном лесу»
  • Марчук Наталья Анатольевна. Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка и лунный камень»
  • Василенко Светлана Федоровна. Конспект игровой ситуации в средней группе «Дарите людям доброту»
  • Колбасова Любовь Юрьевна. Конспект игровой ситуации «Домик для медвежонка» для младшей группы (3-4 лет)
  • Офрим Екатерина Григорьевна. Конспект совместной игровой образовательной ситуации во второй младшей группе на тему: «Путешествие на лесную поляну»
  • Силина Светлана Викторовна. Конспект игровой развивающей ситуации в средней логопедической группе «Путешествие в Королевство Сказок»
  • Кондарева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ игровой образовательной ситуации по теме: «В ДЕТСКИЙ САД ПРИНЕСЛИ ПОСЫЛКУ ДЛЯ РЕБЯТ»
  • Решетнякова Любовь Васильевна. Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Викторина «Зимние тайны»
  • Шахназарян Жанна Гамлетовна. Конспект совместной игровой образовательной ситуации по познавательному развитию (экология) во второй младшей группе на тему «Чудесная вода»
  • Иванюхина Раиса Павловна. Сценарий образовательной ситуации по трудовой деятельности в средней группе «Поможем Буратино»
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект игровой ситуации по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему «В весеннем лесу»
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Сценарий образовательной ситуации по разделу 'ребенок в семье и сообществе' для детей средней группы
  • Генералова Светлана Геннадиевна. Проблемные ситуации для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Иванюхина Раиса Павловна. Сценарий образовательной ситуации по аппликации (художественно-эстетическое развитие) в средней группе «Автобус»
  • Казакова Елена Сергеевна. Индивидуально-психологические особенности детей, переживших стрессовые ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь