Формирование ценностного взаимоотношения ребёнка с миром в процессе усвоения им правил этикета
МБ ДОУ ДС №23 " Ласточка" Республика Крым Г. Евпатория
подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Шарко Елена Владимировна
Цель:
- Вызвать у детей праздничное настроение, радость.
- Систематизировать и закрепить знания об истории этикета, геральдике, гербах.
- Формировать у детей понятия «настоящий рыцарь», «настоящая принцесса», «рыцарский поступок».
- Закрепить знания о правилах поведения в обществе посредством участия в играх, конкурсах, инсценировках.
- Учить применять правила этикета и вежливого обращения в повседневной жизни.
- Довести до сознания детей, что истинно вежливый и воспитанный человек, не только знает «волшебные» слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.
- Формировать художественно- речевые и исполнительские умения.
- Развивать способность к творческому перевоплощению, выразительность интонации, мимики, движений.
- Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, коллективизма, товарищества.
- Воспитывать у мальчиков уважительное отношение к девочкам, желание проявлять мужские качества: сдержанность, выносливость, терпение. У девочек воспитывать желание быть нежными, спокойными, внимательными, заботливыми.
- Прививать хороший вкус, умение следить за собой.
Предварительная работа:
- Знакомство с историей этикета, геральдикой, историей костюма. Чтение произведений В. Осеевой.
В. Драгунского, В. Пантелеева, А. Барто, Г. Остера и др.
- Инсценирование произведений В. Осеевой, Г. Остера, А. Барто.
- Знакомство с обычаями рыцарей, их костюмом. Знакомство с правилами поведения в общественных
местах. Экскурсии в театр, библиотеку, школу, магазин, зоопарк, поездки в общественном транспорте. * Просмотр мультфильмов из серии «Что такое хорошо, а что такое плохо»
- Беседы на тему: «Кого можно назвать рыцарем сейчас?», «Есть ли рыцари сейчас?», «Как должна выглядеть и как себя вести настоящая принцесса?»
- Придумывание и рисование герба группы и гербов команд.
Оборудование:
- 2 магнитных доски, набор предметных картинок, элементы гербов, альбомные листы с изображением гербов, фломастеры по количеству детей, «Ворота Вежливости», платочки украшенные вензелями, спортивные снаряды: большие мячи, искусственные цветы, атрибуты для сценок: веера, стол с посудкой, косынка, очки, гладильная доска, утюг, простынка, маска собаки, наградные медали, короны.
Ход занятия:
Входят глашатаи, объявляют:
1 — Спешите скорее! Спешите скорей! Ведь праздника нашего Нет веселей!
Мы вместе сегодня На празднике нашем Сыграем, споём. Посмеёмся, попляшем!
2- Дорогие гости, сегодня Вы увидите то, что никогда не видели!!!
Мальчики и девочки группы «Ромашка», знатоки правил вежливости и хорошего тона, будут бороться за звание рыцарей и принцесс Ордена «Прекрасной Ромашки».
Нас ждут очень сложные конкурсные задания и волшебные превращения.
Дети входят под музыку парами, исполняют танец «Падеграс».
Затем дети выстраиваются в 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.
Воспитатель: Прежде чем начать наш праздник, я предлагаю командам поприветствовать друг друга,
и чем вежливее, тем лучше. Команда мальчиков: Милые девочки, принцессы нашей группы и наших сердец,
Вас приветствует команда мальчиков!
Исполняют куплет песни.
Команда девочек: О, досточтимые мальчики, знатоки вежливости и любезности! Вас приветствует команда девочек!
Исполняют куплет песни.
Воспитатель: Замечательные приветствия! А сейчас наступило время нашего 1 конкурса "Исторического».
Каждой команде я буду задавать вопросы, на которые нужно дать полный ответ.
- вопрос: Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
- опрос: Кого в прошлом называли рыцарями?
- вопрос: Откуда к нам пришёл обычай здороваясь, снимать перчатку?
- вопрос: Во времена рыцарей и принцесс, если мужчина и женщина спускались по лестнице, кто должен был идти первым и почему?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Обе команды отлично справились с заданием.
А сейчас команда девочек хочет рассказать, о чём они мечтают. Сценка «Раз девчонки вечерком...»
Воспитатель: Ну, что мальчики, чем вы ответите команде девочек?
Мальчики: Песней!
Песня «Мы вам честно сказать хотим.»
Воспитатель: Поскольку наши ребята борются за звание рыцарей и принцесс «Прекрасной Ромашки», то следующее задание будет таким: командам нужно собрать сундук настоящего рыцаря и сундук настоящей принцессы.
Игра «Собери сундучок». Дети отбирают карточки с изображением нужных предметов
и складывают их в сундуки. Затем команды проверяют друг друга.
Под музыку вбегают персонажи-взрослые: Хулиган и Грубиянка (с сундуком).
Хулиган и Грубиянка: Подождите, подождите, мы тоже хотим с вами
стать рыцарем и принцессой!
Вот у нас и сундук есть, и меч, и корона!
Воспитатель: Ну, во-первых, вы попали на праздник хороших манер,
а сами ворвались, не поздоровались, не представились!
Хулиган и Грубиянка: Извиняются, здороваются, представляются.
Воспитатель: Дети, чтобы стать настоящей принцессой, или настоящим рыцарем,
разве главное иметь меч, или корону?
А что главное?
Как должна выглядеть настоящая принцесса и как себя вести?
Кого в наши дни мы называем рыцарем?
А какие правила поведения с девочками вы знаете?
Хулиган и Грубиянка: Вот вы слова какие-то чудные говорите:
этикет, вежливость, а что это такое?
Ответы детей.
Песня «Что такое этикет?»
Хулиган и Грубиянка: А, мы тоже знаем, как себя вести! (читают стихи из книги
«Вредные советы» Г. Остера, дети их опровергают.)
Воспитатель: Ну, вы поняли, как ошибались?
Ничего, мы вам поможем.
У нас есть волшебные ворота: «Ворота вежливости».
В них пройти может только тот, кто знает вежливые слова.
Ребята, поможем нашим гостям,
научим их вежливым словам?
Дети проходят в ворота, говоря вежливые слова.
Персонажи слушают, пытаются запомнить,
затем проходят в ворота тоже,
благодарят за помощь, прощаются и уходят.
Воспитатель: Наш праздник продолжается.
Следующий наш конкурс — «Геральдический».
- Что такое геральдика? (наука о гербах)
- Что такое герб и для чего он был нужен?
(Картинка, рассказывала о роде, о семье.)
У наших команд тоже есть свои гербы, они приготовили их в подарок нашим гостям. Ребята, расскажите, что изображено на ваших гербах, и что это обозначает?
Команды рассказывают, затем воспитатель предлагает дорисовать свои гербы, и подарить их гостям.
Воспитатель: А сейчас следующий конкурс.
Вы знаете, что рыцари не только ходили в походы, сражались с врагами, но и любили участвовать
в турнирах- соревнованиях, и посвящали свою победу прекрасной даме.
Вот и я сейчас объявляю рыцарский турнир.
А наши девочки приготовили в подарок
Мальчикам — платочки, украшенные своими руками.
Игра «Цветок для прекрасной дамы»
Воспитатель: и последний наш конкурс «Артистический», в котором наши ребята покажут свои артистические таланты.
Сценка «Добрые дела» (по рассказу Осеевой «Хорошее»)
Воспитатель: Ну вот, ребята, вы выполнили все конкурсные задания. Давайте спросим у наших гостей,
достойны ли вы называться рыцарями и принцессами ордена «Прекрасной Ромашки»?
Тогда попрошу команды построиться для посвящения в рыцари и принцессы.
Команды строятся, воспитатель надевает на детей ордена с эмблемой «Прекрасной ромашки»
Под музыку дети уходят из зала.
Список использованной литературы
- Осеева В.А. «Хорошее». Изд. «Детская литература», Москва, 1977
- Г.Остер. «Вредные советы». Изд. «РОСМЭН», Москва, 1995
|