Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района
Программные задачи: — формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т.е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть культурным, вежливым, воспитанным человеком?
Ответы детей.
Воспитатель. Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами……что?
Дети. Гордиться.
Воспитатель. Знаете ли вы, что о человеке говорит уже внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.
(Стук в дверь. Входит ребёнок. Волосы у него взлохмачены, щеки в саже, рубашка расстегнута, туфли одеты неправильно).
Воспитатель. Что же с тобой случилось, Саша?
Саша. Я проспал.
Воспитатель. А почему, ты так неопрятно одет?
Саша. Я торопился, думал, и так сойдет.
Воспитатель. Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.
(Выходят 2-3 ребёнка причесывают Сашу, застёгивают рубашку, вытирают салфеткой щёки, переобувают туфли.)
Воспитатель. Вот теперь порядок!
(Все дети садятся на места. Саша забывает их поблагодарить).
Воспитатель. Ребята, вы помогли Саше привести себя в порядок, а он забыл что-то сказать вам. Что?
Дети. Спасибо.
Воспитатель. Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.
(Саша исправляет положение и говорит детям спасибо.)
Воспитатель. Мы с вами знаем, что на самом деле Саша всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы посмотрели со стороны, как это некрасиво, и никогда такими не были.
(Дети проверяют свой внешний вид).
Воспитатель. Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.
Воспитатель. Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
(Дети аплодируют).
Воспитатель. А ведь аплодисменты — это тоже выражение благодарности, и они нам ещё сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:
Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках.
Дети. Автобус.
Воспитатель. Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.
(Дети подходят к воспитателю и маршируют).
Воспитатель. Раз, два! Дети. Три, Четыре! Воспитатель. Три, четыре! Дети. Раз, два!
Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?
Дети. Наш весёлый детский сад!
Все ребята смелые, дружные, умелые!
(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков автобус).
Воспитатель. А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.
(В это время заранее подготовленный ребёнок достаёт из кармана обёртки от конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол.)
Воспитатель. Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?
(Ответы детей).
Воспитатель. Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах.
(Ответы детей).
«Провинившийся» ребёнок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.
Воспитатель. Вот теперь вы поступили правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.
Один из детей занимает место водителя.
Воспитатель. Пришел водитель нашего автобуса, и сейчас мы с вами поедем.
Дети садятся на стульчики.
Ребенок, с которым заранее договорились, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.
Воспитатель. Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез с ногами на сидение и все перепачкал. Можно ли так себя вести в общественном транспорте?
Дети. Нет, нельзя.
Воспитатель. Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».
Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый к костюм бабушки.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек, Как должен поступить воспитанный пассажир?
Дети уступают место «бабушке».
Воспитатель. Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка магазин «Детский мир».
На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.
Воспитатель. Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как должны поступить?
Дети уступают место «Маме с дочкой».
Воспитатель. Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».
Воспитатель. Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будите ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед, а кому поможете.
Дети стараются все правильно.
Воспитатель. Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления? (Нет). Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.
Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.
Кассир.
Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются За вежливое слово.
1-й ребенок.
Добрый день!
Уважаемый кассир, Я бы очень попросил: Дайте лучшие места, Вот мой «пожалуйста!»
Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.
Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей (он заранее подготовлен к этой роли).
«Хулиган» Касса, выдай мне билет! Кассир. Ваше вежливое слово? «Хулиган» У меня такого нет. Кассир. Ах! У вас такого нет? Не получите билет.
«Хулиган» Мне — билет!
Кассир. Нет и нет!
Воспитатель Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику?
Дети. Так грубо и невежливо нельзя себя вести.
(Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал).
Воспитатель. Я хочу вам напомнить, что если Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Кто это может продемонстрировать?
(Ребенок, по желанию, показывает, как правильно занять свое место. Звучит лирическая музыка. Начинается представление. Показ «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
(Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети – зрители и воспитатели аплодируют.)
Воспитатель. Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта — театральная традиция — проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте?
Дети. Можно увидеть много интересных фотографий актеров, выставки художников и народных умельцев, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете.
(Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением).
Петрушка.
Эй, ребята, налетайте, Сушки, пряники хватайте! Чтоб досталось повкусней, Друга оттолкни скорей!
Не давай ему конфет, И печенья не давай. Лучше это угощенье По карманам распихай!
Воспитатель. Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь накрыть тебе стол, по всем правилам столового этикета.
Петрушка. Это мы сейчас проверим! Давайте проведем игру «Кто быстро и правильно накроет на стол».
(Выходят два ребенка и проводится игра. Петрушка проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так).
Петрушка.
Все сумели, все успели. Аккуратно сделать. Прежде чем на стол поставить Чашки и тарелки,
Не забыли постелить чистые салфетки. Чашки, ложки лежат в ряд, Стол накрыт для всех ребят.
(Петрушка передает детям поднос с угощением. Дети благодарят его и все вместе возвращаются в детский сад).
Воспитатель. Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
(Все вместе дети пробуют угощения).
|