Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.
Задачи: проведение анализа правильности речи воспитателей и оказание помощи в повышении грамотности и совершенствовании качеств речи педагогов.
Сроки проведения: 14 по 18 марта 2016г.
Анализ проводил учитель-логопед Стуенко Т.Г.
Форма контроля: наблюдение за педагогами в период НОД и в неорганизованной деятельности
Скачать презентацию
Оценка речи воспитателей проводилась по следующим критериям:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
В ходе наблюдения за речью воспитателей хочется отметить, что речь некоторых воспитателей отличается четкостью, грамотностью, выразительностью, доступностью в соответствии возрасту детей, богатством языкового материала, что соответствует требованиям к речи педагога.
В результате проведения тематического контроля были выявлены и недочеты речи, отмеченные в процессе наблюдения за педагогами разных возрастных групп в период НОД и в неорганизованной деятельности:
- Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);
- Невнятность произношения;
- Монотонность речи, утомляющая детей и снижающая их интерес к содержанию);
- Повышенная громкость голоса (переходящая в крик).
- Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- Нарушения в лексико – грамматическом оформлении:
- Употребление в речи слов – паразитов;
- Неправильное употребление слов, например – ложить и класть.
(можно – положить, сложить, уложить, приложить т.е. — использование основы с приставками, а вот слово класть с приставками не используется).
застегай – вместо застегивай, ворачивайся – вместо возвращайся
Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
Произнесение слов с неправильным ударением;
Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Ангелиночка, Катенька, головки, ручки; убери чашечку со столика и т.п.);
Засоренность речи лишними словами (так, ну, вот, значит);
7. Употребление в речи сложных новых слов, не учитывая возраст детей.
8. Речь детей не контролируется, не исправляются ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.
9. Педагоги редко дают речевой образец детям, и не всегда проверяют, как овладели им дети.
Рекомендации:
воспитателям следует обратить внимание на следующее:
Следить за ясностью, четкостью и отчетливостью речи, т.е. за дикцией;
Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
Разговаривать с детьми спокойно, уравновешенно, вежливо, используя слова -пожалуйста, спасибо. При необходимости (шум в группе), следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
педагогам соблюдать чистоту собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
использовать различные средства выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), что способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
формировать у детей культуру речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
связно, интересно, в доступной форме доносить до детей то или иное передаваемое в речи содержание, что является необходимым качеством речи педагога;
Последовательно излагать мысли, не загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами, т.к речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
Использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а не ограничиваться употреблением только простых предложений,
При рассказе выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. (Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия)
Вопрос воспитателя — очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Основными рекомендациями для воспитателей при постановке вопросов являются:
- внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки
- доступность пониманию детей, целенаправленность
- соблюдение последовательности в постановке вопросов.
Воспитателям рекомендовано предъявлять требования к речи детей:
- Давать речевой образец детям, и проверять, как овладели им дети.
- Воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения).
- Систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.
По результатам тематической проверки соответствия речи воспитателей требованиям:
- педагоги были ознакомлены со всеми требованиями к речи, рекомендовано их соблюдение
- постоянно совершенствовать качество своей речи, так как именно речь воспитателя – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
|