Автор: Подгорнова Нина Николаевна воспитатель МБДОУ детский сад №51 ЗАТО г.Североморск, Мурманская область.
Здравствуйте, коллеги!
Согласно ФГОС, основными целями и задачами художественно-эстетического развития детей раннего возраста является:
- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
- Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
- Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- Удовлетворение детей в самовыражении.
Сегодня я познакомлю вас с одним из направлений своей работы в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста. Отталкиваясь от возрастных особенностей, основной целью моей работы является развитие мелкой моторики рук.
Скачать конспект
Лепка из соленого теста (другие названия «мукосолька» или «тестопластика») – старинный русский промысел, уходящий корнями в далекое прошлое. В старину из теста лепили различных птичек, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, коровок, барашков, козуль. Такие фигурки из теста считались оберегами, которые притягивали в дом счастье, благополучие, здоровье и богатство (Рис. 1). Чтобы сохранить их от насекомых и поедания мышами, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло соленое тесто, а фигурки из него стали называть «мукосольками».
Рис. 1. «Мукосольки» — фигурки — обереги из теста.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки, так как является экологически чистым. Кроме того, тесто более пластичный и мягкий материал, и в этом безусловный «плюс» в сравнении с пластилином. Дети раннего возраста с большим удовольствием изучают свойства соленого теста и пробуют свои силы в лепке.
Как вид художественной деятельности, лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом.
- В процессе лепки развивается мелкая моторика;
- повышается сенсорная чувствительность;
- развивается общая ручная умелость;
- синхронизируется работа обеих рук, что влечет за собой укрепление межполушарных связей;
- развивается внимание, саморегуляция и творческие способности детей.
Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».
При замешивании в соленое тесто можно добавлять различные пищевые красители. Использование цветного соленого теста позволяет закреплять знания детей раннего возраста об основных цветах.
Согласно методике обучения детей раннего возраста работе с пластичным материалом, используются такие приемы лепки как:
- разминание;
- скатывание/раскатывание;
- прищипывание/ отщипывание;
- оттягивание;
- вдавливание;
- сплющивание.
Рис. 2. Приемы лепки
Такие приемы позволяют лучше изучить свойства пластичного материала.
Занятия по лепке планируются по принципу «от простого к сложному»: при знакомстве с тестом сначала используются только пальчики и ладошки, позже добавляются различные предметы, формочки, скалки, позволяющие оставлять на тесте отпечатки разных форм… Такие занятия очень нравятся малышам.
Ход мастер-класса:
В.: Уважаемые коллеги, для проведения мастер-класса мне нужны 3 помощника (вышли 3 участника). Я попрошу вас сегодня на мастер-классе побыть маленькими детьми. Сегодня вы будете девочкой Машей, вы – Дашей, а вы – Светой.
В.: Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Давайте мы сейчас превратимся в поварят. Наденьте, пожалуйста, колпаки. (Для каждого участника приготовлено соленое тесто своего цвета: красное, зеленое, желтое, синее – сенсорное развитие, закрепление знаний детей об основных цветах) и формочка).
В.: (Показ готовой поделки). Посмотрите, ребята, какой красивый у меня цветок. Цветок не простой, а удивительный, потому что сделан из теста!
Сделать его несложно. Я вас сейчас научу. Посмотрите, как я буду его делать. (Показ последовательности действий).
Сначала мы из кусочка теста сделаем плоский блинчик. Для этого нам понадобится эта скалочка (показ скалки). Я кладу кусочек теста на стол, накрываю сверху скалкой, сильно нажимаю сверху и катаю вперед-назад, чтобы наш шарик теста превратился в плоский блинчик. Для того чтобы на нашем блинчике нарисовать цветок, мне понадобится вот эта формочка (показ формочки). Прикладываю формочку острым краем к поверхности теста, сильно нажимаю ладонью сверху, чтобы получился отпечаток, и убираю формочку. Видите, какой красивый цветок получился.
Теперь давайте попробуем вместе сделать такие удивительные цветы. Но прежде, чем знакомиться с тестом, мы должны размять наши пальчики. Повторяйте за мной:
Пальчиковая гимнастика «Тесто»:
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики).
Сладкий тортик испечем (изображаем, как будто мнем тесто).
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола).
А верхушку сладким кремом.
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук).
А потом заварим чай ( «мешаем ложкой» чай)
В гости друга приглашай.
Молодцы, мои поварята! А теперь возьмите по кусочку теста в ладошку (раздаю участникам тесто со своей тарелки), потрогайте какое оно мягкое и теплое, помните его. Посмотрите, у всех нас тесто разного цвета. У (Маши) — зеленого цвета, как трава. У (Даши) желтое, как солнышко. А у (Светы) какого цвета тесто? Правильно, красного цвета, как ягода. А у меня тесто синего цвета.
В.: (Упражнение №1):
Теперь давайте сделаем из кусочка теста плоский блинчик. Возьмите скалочку. Она маленькая и аккуратная, как раз для наших маленьких ладошек. Посмотрите, как делаю я, и попробуйте сделать сами. Положите кусочек теста на стол, нажмите сверху скалкой и покатайте вперед-назад, пока наш кусочек теста не станет блинчиком. Сплющиваем наш кусочек теста. Молодцы!
(Упражнение №2):
Отложите скалки в сторону. Теперь отпечатком нарисуем на тесте цветок. Возьмите формочку (раздаю участникам формочки с тарелки). Прижимаем формочку острым краем к поверхности теста и сильно нажимаем ладонью на формочку. Хорошо. Теперь убираем формочку с теста. У кого не получится, я помогу. Молодцы! Красивые цветы нарисовали!
(Упражнение №3):
А давайте сделаем наши цветы еще красивее, украсим их. Посмотрите, что у меня есть — красивые камушки! (Показываю 4 камушка – синий, зеленый, желтый, красный). Такой камушек можно положить в серединку нашего цветка, чтобы он стал еще лучше. Посмотрите, какой камушек по цвету подходит к вашему цветку? Выберите свой камушек, и положите в серединку своего цветка, как сделала я. Замечательно! Очень красивые цветы у нас получились! Такую поделку можно подарить маме на праздник. Ей понравится.
В.: А теперь надо протереть наши руки (раздаю влажные салфетки участникам мастер-класса). Грязные салфетки положите на тарелку.
Ребята, но ведь тесто мягкое, наши поделки могут сломаться. Чтобы этого не случилось – их надо высушить. В этом нам поможет чудо-печка (показ печки – сюрпризный момент). Я положу в печку наши поделки (собираю поделки на маленьких салфетках на тарелку и ставлю в печь), но чтобы она заработала, надо похлопать в ладоши сказать волшебные слова «Раз, два, три, печка – пеки!». Поварята, вы мне поможете? (Хлопаем в ладоши и говорим волшебные слова. Затем достаю из печи 2-ю тарелку с высушенными поделками).
В.: Молодцы, ребята! Отлично хлопали, и чудо-печка нам помогла. Готовы наши поделки, теперь они крепкие и не сломаются.
Наш мастер-класс подошел к концу. Уважаемые коллеги, готовые поделки вы можете забрать с собой, на память о нашей встрече.
Спасибо за внимание!
|