Задачи:
- определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
- укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Оборудование: информационные папки с приложениями; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги; карандаши; маркерная доска; фломастеры; «Дерево успеха»; яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).
Скачать конспект
Ход семинара-практикума
Вступительная часть — теоретическая
Начинается семинар-практикум с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада:
- заведующий ДОО знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;
- медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др.;
- воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОО;
Основная часть — интерактивная
После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрации ДОО, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды.
Каждой команде помогает один из воспитателей ДОО. Руководит ходом игры ведущий.
1-й этап — психологическая разминка
Каждая команда получает задание:
- изобразить летающего человечка (фантазера, который живет на крыше);
- «нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
- изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка.
2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка?»
Эксперт раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы:
- какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
- кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
- что больше всего любит кушать ваш ребенок?
- какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
- какая любимая сказка или мультфильм?
- как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОО. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, — основной:
- А — холерик;
- Б — сангвиник;
- В — флегматик;
- Г — меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОО уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.
3-й этап — дискуссия на тему «Что влияет на адаптацию ребенка к условиям ДОО?»
Каждая группа участников выдвигает факторы, которые влияют на адаптацию ребенка к условиям ДОО. Затем вместе с ведущим обсуждают результаты и складывают на доске оптимальную схему с помощью карточек разного цвета.
4-й этап — «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»
Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…" Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 мин. Помощники команд (воспитатели) собирают ответы и передают их ведущему.
Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации?» После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.
5-й этап — «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»
Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
6-й этап — «Анкетирование»
Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы накануне мероприятия. Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
7-й этап — «Ведущая деятельность дошкольников — игра»
Далее ведущий рассказывает о том, какое влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут…», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа…», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара-практикума проводят 1–2 игры.
После этого ведущий озвучивает результаты анкетирования на тему «Во что играют дети дома?», обсуждает с родителями выявленные проблемы, дает рекомендации по их решению.
Заключительная часть
Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума: каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а) …" Ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:
- красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»;
- желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;
- зеленое: «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре».
Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в комнату и поощряют родителей за участие в семинаре-практикуме, раздают магниты с символикой семьи, медальки или другие подарки.
|