Задачи:
- расширение и уточнение представлений о лете и его приметах;
- продолжение работы над грамматически правильным употреблением слов в речи детей;
- речевым материалом по теме “Лето”;
- формированием навыков словообразования, развитием коммуникативных навыков, диалогической речи (формировать умение отвечать на вопросы);
- повышением речевой активности;
- развитием слухового внимания, мышления, памяти;
- развитием крупной, мелкой, артикуляционной моторики;
- развитием координации речи с движением, формированием направленной воздушной струи;
- развитием фонематического анализа, пространственного праксиса.
Оборудование: магнитофон, мелки, мяч, цветы.
Ход
Логопед: Здравствуйте, дети! Отгадайте загадку. (Дети стоят в кругу)
* Солнце печет Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?
Дети: летом
Логопед: — Верно, почему вы так думаете? А какое время года сейчас?
— Лето — чудная пора, Рада лету детвора, Можно в салочки играть, Плавать в речке, загорать.
Я открою вам секрет, Что прекрасней лета нет!
- А теперь мы поиграем в игру с мячом «Назови приметы лета». Кому я брошу мяч, тот называет примету лета.
Логопед: Давайте вспомним и споем песенку про лето!
Мы в дороге с песенкой о лете, Самой лучшей песенкой на свете, Мы в лесу ежа, быть может, встретим, Хорошо, что дождь прошел.
Ля,ля,ля, ля, ля, ля... Мы покрыты бронзовым загаром, Ягоды в лесу горят пожаром. Лето это жаркое недаром,
Лето — это хорошо! Ля,ля,ля, ля, ля, ля... Вот оно какое, наше лето, Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето, Дышит лето ветерком. Ля,ля,ля, ля, ля, ля... На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки И танцуют бабочки-подружки, Расцветает все кругом. Ля,ля,ля, ля, ля, ля...
Логопед: Лето- это пора цветов, летом их много – красивых, разноцветных, разных! Давайте поиграем в цветы!
Пальчиковая гимнастика «Одуванчик»
Как воздушный шар на ножке (на носочках, руки сомкнуты вверху над головой) Одуванчик у дорожки (наклоны вправо-влево) Одуванчик — шарик белый (на носочки) Дунул я.
И улетел он. (дуют, округлив губы, раздувая щеки, кружатся, руки в стороны)
Логопед: — Молодцы! А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее?»
Логопед называет цепочки слов, дети выделяют лишнее слово:
- Ромашка, одуванчик, огурец, колокольчик
- Яблоко, груша, василек, слива
- Подснежник, клевер, ромашка, мак
- Василек, колокольчик, незабудка, мак
- Лето, осень, жара, весна
- Дождь, ливень, град, лужи
Логопед: Ребята, подберите “летнее” слово.
- Послушайте стихотворение.
Летний дождь и летний день, Летний лес и летний пень, Летний плащ и летний зной, Летний домик расписной,
Летний папа, летний дед, Летний летом целый свет.
- Какое слово все время повторялось в этом стихотворении? (Слово “летний”.)
Летний был дождик, … (лес, пень, папа, дед и т. д.)
А одежда тоже летний? (Нет, она летняя.)
А обувь? (Летняя.) А солнце? (Летнее.)
Логопед называет предмет женского, мужского или среднего рода (роса, гроза, небо, фрукт, панама, рассвет, цветок, погода, ветерок, овощ), а дети определяют какое прилагательное ему подходит (летний, летняя или летнее).
- А теперь сами придумайте слова подходящие к слову летние. (Ягоды, овощи, фрукты, цветы, сандалии и т. д.)
Логопед: — Молодцы! А теперь вставайте в круг, мы поиграем в игру. Скажите, вы любите купаться? А в какое время года могут купаться люди? (летом). Где можно купаться? (река, море, озеро). Наша игра называется «Речка». Мы представим, что купаемся в реке.
Подвижная игра «Речка»
К речке быстрой мы спустились (к центру круга, тереть лицо руками)
Наклонились и умылись: 1,2, 3, 4- (на каждый счет – движение ладонями к лицу)
Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно (идут по кругу, взявшись за руки) Делать так руками нужно: (показывают «брасс») Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль (показывают «кроль») Все как один плывем как дельфин ( «дельфином») Вышли на берег крутой И отправились домой (поменять направление движения, маршировать)
Логопед: — А теперь я предлагаю вам передохнуть, сесть на лавочку. Мы с вами «попали» в чудесный сад, там растет много цветов, а люди за ними ухаживают, отчего цветы становятся все ярче, красивее и ароматнее. Давайте понюхаем, как они чудесно пахнут (дыхательное упражнение «Нюхаем цветы»).
А теперь рассмотрим эти цветы и потренируем наши язычки: упражнения
- «Удивились цветам на поляне»,
- «Радостно гулять нам на цветущей полянке»,
- «Длинный стебелек- толстый лепесток»,
- «Цветы тянуться к солнышку»,
- «Перекапываем цветы» ( «Лопатка»),
- «Колокольчики кивают»
Логопед: Давайте поиграем и отгадаем, что же это за цветы растут в чудесном саду. Только мы будем называть не только цветок, но и попробуем назвать его первый звук. (игра «Назови первый звук)
Жёлтые глазки в белых ресничках, Людям на радость, пчёлкам и птичкам. Землю собою они украшают, На лепестках их порою гадают.
Бабочки любят их, любят букашки, Эти цветочки зовутся… (Ромашки.)
В поле я расту всегда, При дороге иногда. Я, как небо, голубой, Угадай, кто я такой?
Я узорчатый цветок, Называюсь… (Василёк.)
Длинный тонкий стебелёк,
Сверху — алый огонёк. Не растенье, а маяк — Это ярко-красный… (Мак.) %3
Динь-дон, динь-дон,
Льётся нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной… (Колокольчик)
Вот полянка, вся в цветочках, Словно в светло-синих точках. Соберу здесь для Анютки Голубые … (Незабудки)
На зеленом шнурочке Белые звоночки (ландыш)
Логопед: Живёт в чудесном саду Паучок.
Проводится пальчиковая гимнастика «Паучок».
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Логопед: — А мы сейчас проверим вашу смекалку и внимательность и, поиграем в игру «Доскажи словечко»
1. Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый (слон… медведь).
2. В теплой лужице своей
Громко квакал (воробей… нет, лягушонок).
3. С пальмы – вниз, на пальму снова
Ловко прыгает (корова… нет обезьяна!)
4. К цветку приставишь ухо,
А в нем жужжит, поет
Старательная (муха… нет пчела
И собирает мед.
Логопед: — А теперь, пора нам уходить из чудесного сада. Но свои полянки с цветами мы сможем с вами нарисовать сами! Давайте нарисуем цветочные полянки на асфальте мелками!
|