Департамент образования администрации Города Томска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор-составитель: Буракова Наталья Валерьевна Воспитатель г. Томск, 2018
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральное искусство» — художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей и воображения посредством театрализации.
Скачать программу
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
- с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
- п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральное искусство» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, поскольку мир перевоплощений воспитывает чувство прекрасного, раскрывает глубинные уголки души и развивает ребенка всецело.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Театральное искусство», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Театральное искусство» разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
- Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
- Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];
Отличительная особенность программы «Театральное искусство» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Программа построена по тематическому принципу.
Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции:
Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.
Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию).
Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества.
Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.
Адресат программы – дети в возрасте 5-6 лет.
Возрастные особенности: Для старших дошкольников 5 и 6 лет театрализованные игры становятся самостоятельным творчеством. Дети охотно принимают участие в подготовке домашнего спектакля, исполняют главные роли. Часто проявляют инициативу в выборе тематики, содержания театрализации, обращаются с просьбой к родителям помочь им с костюмами и декорациями. Главное, вовремя откликаться на просьбу ребенка, помогать ему, а если предполагается праздник или семейное торжество, можно предложить дошкольнику приурочить к нему театральную игру. Однако взрослые должны понимать, что приглашение гостей и выступление перед ними — испытание даже для старшего дошкольника, поэтому важно поддержать и похвалить его. Стремление к театральному творчеству возрастает, когда родители отмечают даже малейшее достижение ребенка, например, как удачно он произнес реплику петушка или так похоже сымитировал походку лисы. Хотя старший дошкольник творчески активен, необходимо советами, напоминаниями приучать его следить за игровым поведением, выразительностью речи, мимикой и жестами. Такие навыки способствуют у 5 — 6 летних детей дальнейшему развитию творческих способностей.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная работа в одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность 25 минут.
1. 2. Цель и задачи программы
Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театрального искусства.
Задачи:
- Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия;
- Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя;
- Развивать речь детей: отчетливость в произношении, интонационная выразительность, совершенствование диалогической и монологической речи;
- Развивать воображение, внимание, память;
- Способствовать раскрепощению детей;
- Развивать творческие способности и коммуникативные навыки;
- Воспитывать культуру поведения в театре.
|