Наумова Ирина Анатольевна. Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.

Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.

Муз. Руководитель 1 отделения Наумова И.А. Томск 2021 ОГАУЗ ТКПБ Томская клиническая психиатрическая больница

У детей с патологией речи наблюдается неуверенность, двигательная скованность, некоординированность, аритмичность движений, гиподинамия. Они испытывают трудности в общении, эмоциональной выразительности, зрительно-пространственной ориентировке.

Специфика заболевания сказывается и на психофизическом статусе ребенка. Нередко за лечением обращаются дети с низким уровнем коммуникабельности и эмоциональности, испытывающие страх перед публичными выступлениями, с чрезмерной утомляемостью, неуверенностью в себе. Часть ребят, наоборот, расторможены, гиперактивны.

 

Желание и необходимость помочь таким детям определило приоритетное направление педагогической деятельности музыкального руководителя: «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» как на музыкальных занятиях, так и на празднично-развлекательных мероприятиях, опираясь на результаты диагностики узких специалистов, а также на рекомендации врачей психиатров.

Для успешной работы в этом направлении была изучена педагогическая и методическая литература по данной теме: В. Петрушин – «Музыкальная психология», Е. Чистяков – «Психогимнастика», Н. Ефименко – «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», программу развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, «Путешествие в мир искусства» С. Кожохина, программу детского сада (специального коррекционного образовательного учреждения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной.

Для работы в направлении «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» был подобран музыкальный репертуар, включающий в себя музыкально- ритмические упражнения, игры, танцы, песни, способствующие решению поставленной задачи, оснастила педагогический процесс необходимыми атрибутами (лёгкие шарфы, платочки, султанчики разных видов, самодельные шумовые инструменты, пособия к подвижным и дидактическим играм).

В связи со спецификой отделения, с целью правильной дозировки нагрузки у детей, были подобраны пальчиковые упражнения и специальные игры, учитывающие особенности детей нашего отделения: «Чей хвостик?», «Светофор», атрибуты для каждого ребенка – «снежинки», «ёлочки» и т.п. Для успешного обучения были изготовлены яркие атрибуты: куклы матрёшки конусные, флажки, колпачки напольные и т.п. Этот материал используется на музыкальных занятиях, при проведении праздников.

Залог успеха деятельности музыкального руководителя в отделении лежит в тесном сотрудничестве с узкими специалистами. Поэтому прежде всего нужно сделать их своими единомышленниками.

С целью коррекции эмоциональной сферы амимичных детей, был подобран музыкально- песенный репертуар с ярко выраженными характерами, образами, интересный и понятный детям. Для более эффективной работы в этом направлении при разучивании песен, танцев, используются пантомимические картинки. С их помощью дети постепенно осваивают способ, ту или иную эмоцию и выразительно поют песни, такие как: «Козлик» (Поплавской), «Два утенка» (Поплавской), «Виноватая тучка» (Парухладзе), «Плачет котик» (Парухладзе) и др.

Очень нравится детям оживлять клоуна Васю (плоская кукла с отверстием для лица), наделяя его разными выражениями лица согласно характеру прозвучавшей песни. Игра «Спой песню» в том настроении, как на картинке, так же помогает детям в расширении границ эмоциональной сферы, превращать двух весёлых лягушек то в сердитых, то в печальных.

Для более глубокого восприятия музыки применяется метод арт-терапии, как способ выражения ребёнком своих чувств, вызванных звучащей мелодией и одновременно для снятия мышечных и психологических зажимов.

Дети рисовали на листе бумаги «Турецкий марш» Моцарта. На детских рисунках параллельные отрывистые линии сменялись волнистыми змейками, отражая изменения в характере музыки. Прослушав «Болезнь куклы», «Новую куклу» Чайковского, дети с помощью цветовых пятен, точек, спиралей и других графических изображений передали те чувства и волнения, которые возникали у них во время прослушивания музыки Чайковского.

Кроме того в работе с детьми используется медитативный способ рисования музыки пальцами на палитрах из оргстекла. Увлечённо дети рисовали музыку:

  • поющих птиц (здесь важно цветовое решение), слушая «Песнь жаворонка» Чайковского
  • снежную вьюгу (графическое изображение), слушая «Сарказмы» Прокофьева
  • танец дождя (цвет, графика), слушая «Дождик» Лобачёва и т.п.

Огромное значение для формирования чувства эмпатии имеет коллективная работа детей. Слушая отрывок из «Шехерезады» Римского – Корсакова, дети рисовали всей группой на одном большом листе мокрого ватмана морские волны, ручейки, а затем превратившись в рыбок с султанчиками, плавниками в руках, танцевали на балу у Золотой рыбки, импровизируя движения.

Под музыку «Фея драже» Чайковского на ватмане появлялись цветные горошинки – драже – следы от туфелек Феи, а под звуки «Вальса цветов» «распускались» разноцветные цветы на поляне (дети закрашивали силуэты). Эти цветы «оживали» и кружились в танце – импровизации. Подобные занятия очень нравятся детям. От занятия к занятию они становятся всё более раскрепощёнными, эмоциональными, уверенными в себе, готовыми оказать друг другу помощь.

Рисунки детей оценивает педагог – психолог отделения и дает рекомендации для нашей дальнейшей совместной коррекционно -развивающей работы с проблемными детьми.

Есть малообщительные, неуверенные в себе малыши, которые не хотят даже браться за руки с другими детьми во время танцев, игр, отказываются от участия в совместных видах музыкальной деятельности. Неоценимую помощь в развитии у таких детей чувства содружества и одновременно развития позитивного самоощущения оказывают специальные упражнения, коммуникативные игры и танцы.

Понимая важность умения общаться, необходимо большинство общих танцев (польки, вальсы, кадриль) сопровождать постоянной сменой партнера. А такие танцы как «Капризка», «Давай попрыгаем», «Хэй, привет», «Поссорились, помирились» дети завершают нежным объятием. Так танцы, предусматривающие тактильный контакт, помогают замкнутым детям преодолеть свою нерешительность, скованность. «7 фигур», «Хэй, привет» — любимые детские танцы, по ходу которых дети касаются друг друга руками, ногами, спинками или дотрагиваются до щёчки, ушек своего партнера.

Весело общается дети друг с другом в коммуникативных танцах со свободным выбором партнера. Например:

Танец «Мэри и овечка».

1ч. – дети свободно по одному двигаются;

2ч. – танцуют в паре с тем, кого встретили с окончанием 1ч.

С окончанием 2ч. Пара распадается в поисках нового партнера.

Танец «Марко скачет».

1ч. – все дети стоят врассыпную, хлопают, «Марко» поскоками движется между детьми.

2ч. – здоровается с тем, около кого его остановила музыка.

3ч. –дети кружатся в паре, пара распадается в поиске нового партнера при окончании музыки.

Игра продолжается, пока все дети не будут вовлечены в танец.

Танец «Хэй, хей привет».

Дети стоят в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу.

1ч. – внутренний круг – стоит, протянув вперед руки ладонями вверх, внешний круг – переходит от одного к другому вправо на слова «привет», хлопая по ладоням.

2ч. – танцуют с вновь найденным партнером в паре.

Танец – игра продолжается.

Практика показала, что подобная музыкальная деятельность благотворно влияет на преодоление ребёнком психологического и мышечного зажима.

Кроме замкнутых детей почти есть неуравновешенные, гиперактивные, конфликтные малыши, не умеющие уступать друг другу. Для развития чувства эмпатии, доброжелательности, личностно – волевых качеств у таких детей я используются следующие упражнения:

«Передай цветок».

Ведущий передает цветок соседу по кругу, называя ласково его имя.

«Подари улыбку».

Все стоят лицом в круг, не отрывая ног ведущий и его сосед поворачиваются друг к другу с полуприсядом, улыбаясь, и т.д. по кругу.

«Поделись своим теплом».

Нежно положить ладонь на бедро соседа (руку не убирать), выполняя движения по очереди по кругу. Упражнения выполняются ритмично, сидя или стоя в кругу на фоне красивой, спокойной музыки.

«Волны».

В центре стоит ребёнок, остальные дети вокруг него ласково касаются руками со словами «ты хороший».

«Растопи лёд».

Выручают из беды «заледеневшего» друга, ритмично вытягивая ладони вверх от плеча.

«Похвали себя».

В ритм с музыкой, прикладывая ладонь к груди, хвалят себя словами: «Я хороший», «Я молодец», «Я просто умница» и т.п.

Почти каждое занятие традиционно начинается с песенки – приветствия: «Чудесный день», «Good morning», «День добрый» (Т. Боровик). Они настраивают коллектив ребят на добрый лад, создают атмосферу эмоционального благополучия на занятиях с первых же минут.

Среди огромного разнообразия музыкальных игр, танцев, музыкально – ритмических упражнений особую ценность представляют так называемые музыкально – двигательные минутки – забавы, не требующие от ребенка предварительного разучивания, выполняемые по показу взрослого. Такие музыкальные игры, танцы, упражнения доставляют ребенку огромное удовольствие, радость. Как известно лишь то, что делается с радостью приносит быстрый, великолепный результат как в обучении, так и в воспитании.

Чем так привлекательны музыкально – ритмические движения, выполняемые по показу взрослого?

Они помогают:

  1. Снять психофизическое напряжение, накопленную эмоциональную усталость, агрессию.
  2. Быстро переключить внимание ребенка с одного вида деятельности на другой. Педагогу не нужно прибегать к каким-либо дисциплинарным действиям. Достаточно включить задорную музыку и начать двигаться – дети с удовольствием присоединятся к вам.

При этом музыкально – двигательные минутки – забавы позволяют решать серьезные задачи по развитию и коррекции музыкально – двигательных навыков у ребенка (ритмичность и пластика), мелкой и общей координации движений, его зрительно – пространственной ориентации, музыкального слуха. Зрительного и слухового внимания, памяти, творческих способностей и т.п.

Очень важным является то, что при выполнении таких игр, танцев не бывает плохо танцующих детей. Ребёнок чувствует себя равным среди равных. Он весел и счастлив. Именно в такие минуты у малыша повышается самооценка, формируется положительный эмоционально – волевой настрой, мотивация на успешность. Положительным является и то, что решается проблема гиподинамии и гипердинамии, что особенно важно для детей с какой – либо патологией.

А теперь познакомимся с некоторыми музыкально – двигательными играми, упражнениями, танцами:

«Гули – гули».

Игра с ускорением темпа, в которой присутствует дух соревнования. Цель игры – развитие координации движений, внимания, памяти, формирование положительного эмоционально – волевого настроя.

«Путешествие с Красной Шапочкой» ( «Песня Красной Шапочки» муз. Рыбникова).

Цель — развитие координации движений, зрительно – пространственной ориентировки, внимания, памяти.

«Буги – вуги» ( «Кричалка»).

Это танцевально – игровое упражнение, которое помогает ребенку избавиться от накопившейся агрессии, отрицательных эмоций через крик. Ведь, выполняя это упражнение можно кричать во весь голос. Цель – формирование музыкально – двигательных навыков, развитие координации движений, слухового и зрительного внимания, ориентировки в пространстве, снятие психофизического напряжения.

«Керси – Керсо».

Танцевальная импровизация. Цель – развитие музыкально – ритмических движений, освоение новых видов танцевальных движений, формирование чувства ритма, коммуникативных навыков, положительного эмоционально – волевого настроя.

«Клоун Ки-Ки».

Музыкально – двигательная импровизация с элементами пантомимы. Цель – развитие чувства ритма, слухвого и зрительного восприятия, пантомимических способностей, совершенствование музыкально – двигательных навыков, пространственной ориентировки, коррекция эмоционально – волевого настроя, снятие психофизического напряжения.

В нашем отделении дети живут напряженной, интенсивной жизнью. Групповые занятия сменяются лечением, затем индивидуальные занятия со специалистами. Поэтому так актуальна необходимость снятия усталости, эмоционально – физического напряжения, возникающего у детей. С этой задачей успешно помогает справиться расслабляющая музыка и специальные упражнения.

Заботясь о здоровье детей, каждое занятие целесообразно заканчивать релаксацией. На фоне нежной негромкой приятной музыки дети с удовольствием ложатся на плоскостное матерчатое солнышко, изображая его лучи, или садятся тесным кругом, вытягивая ножки и закрывшись руками. Затем медленно раскрываются и ложатся на спину – цветок расцвел и греется на солнышке. Дети расслабляются в позе звезды небесной или морской, в образе снежинки, листочка, упавшего с дерева, а прикосновение шарфа как лёгкий ветерок снимает с детей усталость. Педагогом – психологом был рекомендован ряд упражнений на расслабление, которые так же используются на занятиях и развлечениях: «Гаснущие свечи на торте», «Тающие сосульки», «Тающий снеговик» с последующим превращением в лужу, «Штангист» и др.

Избавится от усталости помогают свободные плавающие танцы, очень любят дети импровизировать, танцуя с воздушными шарфами, нитями дождя, красочными султанчиками, маракасами и т.п.

Палочкой – выручалочкой в работе с детьми являются пальчиковые игры и речедвигательные упражнения. С их помощью можно легко переключить внимание детей, а также снять эмоциональное напряжение.

Эти приемы используются не только на занятиях, но и на праздничных утренниках, так на осеннем утреннике малыши играли пальчиками, приговаривая «Мы капусту режем, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту жмем».

Несомненно, сочетание музыки, слова, ритма и движения действуют в качестве специфической терапии, устанавливая равновесие в деятельности нервной системы ребёнка: уравновешивает слишком возбуждённых и расслабляет нерешительных, боязливых.

Таким образом, использование в работе специально подобранного музыкального репертуара, упражнений, танцев, игр, прежде всего развивает у детей музыкальные способности, но в то же время помогает детям, нуждающимся в коррекции речи, психофизического статуса, становиться здоровыми.

Музыкальный руководитель И.А. Наумова

Список литературы:

  1. Музыкальные занятия с детьми. Н. В. Бабинов. Детство-пресс 2015г.
  2. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.Ю. Картушина. Москва 2008г.
  3. Веселая дыхательная гимнастика. Н. В. Нищева. Детство-пресс 2016г.
Просмотров: 418
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Татьяна Коваленко. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь