Ботвиньева Ольга Евгеньевна. «Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»

«Моделирование в развитии математических представлений старших дошкольников»

Предмет (познавательное развитие)

Автор работы: Ботвиньева Ольга Евгеньевна

Воспитатель МАДОУ Детский сад комбинированного вида№ 2 «Сказка»

Губкинского района, Белгородской области, поселок Троицкий.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе, важно познакомить ребенка с арифметическими задачами на сложение и вычитание.

 

Скачать презентацию

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Знакомить со знаками действия; обучать составлению соответствующего математического выражения.
  2. Обучать дошкольников вычислительным действиям.
  3. Развитие интеллектуальной – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
  4. Накапливать опыт познания посредством моделирования и использование модели в повседневной деятельности.

Моделирование — наглядно практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус).

Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким — либо условным знаком.

Виды моделей

Предметные — в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких – либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

Предметно – схематические — в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов – заместителей, графических знаков. Распространенными предметно – схематическими моделями являются чертежи, выкройки.

Рассмотрим, как можно использовать метод моделирования при решении задач на сложение и вычитание. Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на вопрос задачи.

Упражнение 1. «У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?» Ребенок, повторяя условие задачи, берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Ребенок. Сколько мячей было у мальчика.

Педагог. Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе?

Ребенок. Их нужно сложить вместе с красными. (Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)

Педагог. Сколько красных мячей было в коробке?

Ребенок. 3 мяча.

Педагог. А теперь мячей в коробке стало больше или меньше?

Ребенок. Больше.

Педагог. Почему?

Ребенок. Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.

Педагог. Как мы это запишем?

Ребенок. Три плюс два (3+2).

Педагог. Сколько всего мячей стало у мальчика?

Ребенок. Пять.

Педагог. Как ты узнал?

Ребенок. Три плюс два будет пять.

Педагог. А как можно узнать по – другому?

Ребенок. К трем прибавить один, будет четыре, и еще один, будет пять.

Педагог. Давайте проверим, правильно мы решили задачу: достанем мячи из коробки и пересчитаем.

Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их. Дети убеждаются, что мячей 5.

Затем переходим от предметного к графическому моделированию.

Педагог. Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?

Дети. Кружками.

Педагог. Сколько красных кружков вы нарисуете?

Дети. Три.

Педагог. А сколько синих?

Дети. Два.

Рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.

Педагог. Что спрашивается в задаче?

Дети. Сколько всего мячей.

Педагог. Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой. (Дети рисуют дугу). Но ведь в задаче это еще не известно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.

В результате у детей получается графическая модель задачи (рис. 1)

Педагог. Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их? Что нужно сделать?

Дети. Нужно сложить числа 3 и 2.

Педагог. Запишем под рисунком решение: 3+2= 5. Сколько всего мячей у мальчика?

Дети. У мальчика 5 мячей.

Все формы использования моделирования, а именно предметное моделирование, предметно – схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность дошкольников. Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии математических представлений дошкольников.

Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Главный Редактор. Сколько должен спать ребенок
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...
  • Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна. Среда как третий педагог
  • Кошеленко Оксана Владимировна. Эссе моя педагогическая философия «Педагог – чемпион, победитель Жизненной Олимпиады»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Батищева Елена Ярославовна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сколько раз нужно делать добрые дела?».
  • Батищева Елена Ярославовна. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Сколько раз нужно делать добрые дела?»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь