Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 Калининского района города Санкт-Петербурга
Непосредственно — образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию. подготовительная группа.
Программное содержание:
- Развивать сложные формы диалогической речи: развернутые выводы и суждения, умозаключения. Упражнять в связной речи, точном использовании слов.
- .Обучать детей умению слушать товарища, воспитателя, сдерживать себя, отвечать на поставленные вопросы.
- Помочь сформировать у ребенка целостное представление у ребенка об окружающем мире, развивать речь, логическое, системное мышление
Скачать конспект
Углубить понимание детьми, что все вокруг состоит из микроскопических частиц, которые будем называть «Маленькие человечки», (элементы ТРИЗа*). Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, что вода на морозе замерзает и принимает форму емкости, в которой находится. Выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя делить на части). Обнаружить воздух в окружающем пространстве и определить его свойство – невидимость.
Использовать модель обследования предметов*.
4. Обучать детей умению слушать товарища, воспитателя, сдерживать себя, отвечать на поставленные вопросы.
Предварительная работа:
- Наблюдение за предметами, какими могут быть предметы: (твердыми, жидкими, газообразными шарик, надутый гелем, висит в воздухе, не падая)
- Наблюдение за превращение некоторых твердых предметов в жидкие, например, мороженое, тая превращается в жидкость, и наоборот жидкие в твердые (вода на морозе).
Оборудование и материал: различные камни, коробочки с песком, модель обследования предметов, картинки-схемы, воздушный шарик, таз с водой, пустая пластиковая бутылка, листы бумаги, льдинки, формы для льда. Модели человечков.
«Твёрдые человечки»
«жидкие человечки»
«газообразные человечки»
А. Тукаров
Малыш подпевай нам.
Коль зимою прыгнуть с вышки, То набьешь, конечно, шишки. Знать, тверда была вода, Ты ответишь без труда. Ну а если прыгнуть в воду В очень теплую погоду – Будешь мокрым ты до нитки: Летом лед бывает жидким. Вот такая чехарда: То здесь лед, а то вода. Ты подумай и ответь: Жидкость – речка или твердь? Зачерпнем воды из речки И поставим греть на печке. Пар заполнит весь наш дом А воды мы не найдем. Вот такая чехарда: То здесь пар. А то вода. Жидкость – речка или газ? Ты ответь нам тот же час. И вода, и лед, и пар, Скажет вам и млад, и стар Это все – таки вода, Ты запомни навсегда!
В-ль: Ребята, Незнайка принес нам, что-то в коробочке и просит нас рассказать ему, что это такое. Дети рассматривают. – Что нам принес Незнайка?
Дети – Это камни.
В-ль: — Чем похожи эти камни?
Дети действуют в соответствии с моделью: надавливают, стучат.
Все камни твердые.
В-ль: — Обратите внимание, из каких человечков состоят наши камни. Демонстрирую модель твердых веществ. Посмотрите, как крепко держатся за руки наши человечки. Вот из таких человечков состоят все твердые предметы. Какие вам известны предметы самые твердые?
Дети отвечают.
В-ль: Если твердые человечки камня разъединят руки, что может случиться.
Дети: Бросишь такой камень, он и поломается.
В-ль: Значит, когда камень поломается, твердые человечки расцепятся? А как ведут себя человечки в обломках?
Дети: Они все равно твердые. Крепко за руки держат друг друга
Игра с камешками «Выложи картинку» -
Незнайка раздает картинки-схемы и предлагает выложить их из камешков. Дети берут подносики с песком и выкладывают картинки по схеме.
В-ль: — Как вы думаете, чем отличаются жидкие человечки от твердых.
Дети: — Они не держат друг друга за руки, но даже если будут держаться их легко оторвать. Что же на свете бывает из жидких человечков?
Дети: — Вода, суп.
В-ль: — Нет, в супе есть твердые человечки.
Дети: — Коктейль, желток, медуза, кефир, молоко, море, варенье, слякоть, метал, когда он расплавленный, манная каша, блины, пока их не поджарили.
В-ль; Показываю модель жидких веществ. Видите, человечки только локотками держатся друг за друга, поэтому их легко разделить.
Выставляю миску с водой и бросаю туда лед. Дети рассматривают.
Как можно получить разноцветный лед? Дети: — Добавить в воду краску и поставить на холод.
В-ль: — Правильно. Жидкие человечки снова будут держаться друг за друга локотками и наша вода превратиться в лед. Давайте так и сделаем. Ставим в холод разноцветную воду.
В-ль: Демонстрирую модель газообразных веществ. – Как вы думаете, а это какой человечек?
Дети: Человечек газа. Такие человечки бегают в разные стороны, и ничем их нельзя удержать.
Незнайка загадывает загадку о воздухе.
Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не сможем.
(Воздух)
В-ль: — Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать есть ли воздух вокруг?
- Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что мы чувствуем? Воздуха мы не видим, но он нас везде окружает.
- Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как это можно проверить? Пустую прозрачную бутылку опускаем в таз с водой так, чтобы она начала заполняться водой. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
- Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?
Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
В-ль; Сегодня мы с вами познакомились с разнообразными человечками из которых состоит все вокруг. Вы запомнили, как они называются? Ответы детей. Молодцы, все были внимательны, все запоминали и слушали.
|