Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника

Жданова М.В.

Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет огромное значение! Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения - одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

 

Скачать презентацию

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо и косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Игры, развивающие тактильные ощущения:

  • Ткани на ощупь;
  • Волшебный мешочек;
  • Игры с жидкостями;
  • Игры с крупами;
  • Тактильный коврик;
  • Тактильные аппликации;
  • Аппликации с крупами;
  • Лепка из глины, пластилина;
  • Аппликация из разного материала;

Сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу)

Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувственности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Б.Г. Ананьев «Теория ощущений»

ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Анализатор – нервный аппаратвосприятия, анализа и синтеза раздражителей.

ОЩУЩЕНИЕ — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Специфическая черта ощущений — отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений:

  1. интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.)
  2. интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).

Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.

Игры на развитие тактильных ощущений

Магазин тканей.

Для этой игры вам нужны разные кусочки тканей. Выберите, где будет находиться магазин. Это может быть стул или маленький столик, можно использовать коробку. Разложите ткани на «прилавке». Наберите покупателей – разные игрушки. Приходит мишка, ему нужна ткань на рубашку, но он знает только, что ткань нужна тонкая, нежная, ведь это будет рубашка маленькому медвежонку. Зайчику нужна кофточка потеплее и ткань на нее нужна толстая, теплая, но не колючая. 

«Волшебный мешочек»

Многие знают о «Волшебном мешочке». Есть много разных способов его применения. Он полезен тем, что маленькому ребенку трудно закрывать глаза и не подглядывать. Играя в «волшебный мешочек» предлагайте ребенку доставать предметы и левой и правой руками. Если у вас его нет, то не беда. Сшейте мешочек из любой ткани, затяните шнурком, вот он и готов, а возможно вы сможете использовать уже готовый, важно только, чтобы он был не прозрачный. А чем наполнить? Это могут быть мелкие игрушки, разные предметы, ткани, буквы и цифры, детали от конструктора и от Блоков Дьенеша. Все зависит от того, в какую игру вы собираетесь играть. Начиная играть с малышом, выберите игрушки, которые он хорошо знает и которые легко определить на ощупь. Это может быть машинка, куколка, колечко от пирамидки или колесико, шарик, кубик, короткий не острый карандаш, бумажка. Не берите сразу много предметов, достаточно будет восьми. Берите предметы по очереди. Сначала вы сами, так вы покажете без лишних слов, как надо играть. И так, начинаем, разложите предметы перед ребенком, рассмотрите их, назовите. Попросите ребенка так же их назвать, ведь ребенок может правильно угадать, но он этот предмет называет не так как вы. Теперь положите все в мешочек, начинаете вы, что-то нащупали и пытаетесь отгадать. Делайте это в слух, например вот так: «Кажется это куколка, да, вот вроде ручка, а есть ли ножка, ага, вот и ножка, точно, это куколка». После этого достаете и радуетесь, как я здорово угадала, а теперь ты? Предлагаете ребенку. Если ему одной рукой сложно, пусть он попробует двумя, если он что-то взял, но не может отгадать, предложите ему взять другой предмет, но только пусть не вытаскивает, пока не скажет, что у него в руке. Даже если ошибется, все равно порадуйтесь тому, что он молодец, ведь он же что-то сказал. 

Если это уже просто, поиграйте иначе, возьмите фигурки разной формы, несколько круглой, несколько квадратной и любой другой. Предложите достать только все круглое или квадратное, как фигурка, которая лежит перед ребенком. 

Играем с кусочками ткани. 

Положите в волшебный мешочек кусочки разных тканей, так, чтобы они отличались друг от друга: грубая, толстая, тонкая, шелковистая, гладкая, шершавая… Перед тем как достать, надо сказать, какая ткань на ощупь. Если же ребенок еще плохо говорит, тогда вы предлагаете достать тоненькую ткань, либо толстую, колючую…

Геометрические фигуры на ощупь.

 Давайте сделаем следующее пособие: фигуры из бархатной бумаги. Вырежьте несколько фигур из бархатной бумаги. Это может быть круг, квадрат, звезда, треугольник равносторонний. Но не делайте их слишком большими, ребенок должен охватить их сразу, положив на них свою ручку, сделайте сантиметров пять. Наклейте их на лист картона. Когда высохнет, можно играть.

Скажите ребенку, что его пальчики могут видеть, но для этого ему придется закрыть глаза. Когда ребенок закрывает глаза, ему проще сосредоточиться на ощущениях рук. Возьмите его ручку и положите на одну из фигурок, поводите пальчиками по контуру, пусть он ощутит всей ладошкой. Спросите, понял ли он, что это? Совсем другое ощущение, когда мы пытаемся отгадать на ощупь форму трафарета, отверстия, рамок. Попробуйте с ними, используя те же фигурки.

Найди пару

Можно использовать дощечки с наклеенными материалами или парные кусочки ткани. Дайте потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем надо найти такой же среди лежащих перед ним. Так все остальные надо разобрать по парам. 

Ищем клад.

Для этой игры используйте гречку, она дает самые незабываемые ощущения. Гречка шелковистая на ощупь. Насыпьте в кастрюлю или чашку около килограмма гречки. Подберите мелкие игрушки, которые будете прятать. Спрячьте их в гречке. Искать можно по очереди. Как только игрок что-то нашел, он уступает место другому, маме.

Другой вариант, вы знаете, что спрятано в гречке, говорите: «Я хочу найти ложку» и ищете там ложку. Сшейте мешочки небольшого размера, примерно четыре на пять сантиметров. Заполните их наполовину крупами и другими наполнителями: солью, макаронами, рваной бумагой, зашейте их. Мешочки должны быть парными, два мешочка с гречкой, два с макаронами… Задача ребенка найти каждому пару. Но ребенку может быть не интересно просто подбирать пару. Расскажите сказку: В одной волшебной стране жили были маленькие человечки – гномики. Они были добрыми и трудолюбивыми. Однажды к ним на ночлег попросилась старушка, это была злая волшебница, но гномики этого не знали. Впустили они старушку на ночь. А она вместо добра заколдовала всю их еду. Ее теперь не видно, и найти можно только на ощупь. Кашу же сварить можно, только если найти два одинаковых мешочка. Это было условие злой волшебницы. Так теперь и мучаются гномики, каждый раз, как собираются приготовить себе обед или ужин, ищут они одинаковые мешочки с крупами, макаронами. Давай им поможем.

Просмотров: 492
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Сенсорные (тактильные) мешочки»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Клок Антонина Александровна. Развлечение к Дню Матери «Только мама есть одна»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Урманова Ирина Викторовна. Учебно-методическое пособие 'Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования'
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Педагогическая статья на тему: Формирование у ребенка с РАС навыка соотнесения числа с количеством предметов
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Супоросова Екатерина. Проект «Если хочешь быть здоров»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Кузнецова Марина Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для старшей группы по теме: «Деление предметов на несколько равных частей».
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Бородкина Юлия Валерьевна. Если хочешь быть здоров ЗАКАЛЯЙСЯ.
  • Ершова Светлана Владимировна. Развлечение с мячом в средней группе 'Если хочешь быть здоров!'
  • Киричук Лариса Феодосиевна. КВН в подготовительной группе. «Если хочешь быть здоров!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь