- Ильченко Екатерина Валерьевна
- Плеханова Юлия Валерьевна
- Белая Надежда Михайловна
- Угрюмова Александра Васильевна
- Кожевникова Елена Анатольевна
Воспитатели МБДОУ"ДС № 336 г. Челябинска"
"Развитие ребенка строится на всей его принимающей многообразные формы деятельности (игры, общения, труда), поскольку она дает "научение" и через его посредство формирует личность ребенка." С.Л. Рубинштейн
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Термин " коммуникация" был введен в научный оборот в начале XX века, ранее вопрос коммуникации расматривался в философии и науке как проблема человеческого общения.
Слово " Общение" является старославянизмом и означало:
- сообщество, сношение, участие
- причастие — оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII- начала XVIII в.
В "Словаре Академии Российской" слово " общение" признано " словенским". Его значение определяется так:
- Сообщество
- Подаяние
- Причащение. [3., c.134]
Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, оющение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно. [1., c. 280-284]
М.И. Лисина выделяет четыре критерия общения:
- общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно.
- эмоциональная окраска восприятия взаимодействий партнера.
- инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе.
- чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему
партнер. [5., c.142-143]
Что касается слова "коммуникация", то в латинском языке имеется слово "communicare", которое означает не только "общаться", но и «делать нечто общим; делиться чем — либо; действовать заодно, сообща".
Как и русское слово "общение», communicatio имеет корень одинаковый с прилагательным "общий" (communic). Подразумевается, что общение предмета, который выступает в качестве субстанции процесса общениея.
Психологический словарь Б. Мещерекова, В. Зинченко трактует термин "коммуникация " как сообщать, передавать и выделяет:
- вербальную коммуникацию — это целенаправленный процесс передачи при помощи языка некоторого мысленного содержания
- невербальную коммуникацию — это с с одной стороны, дублирование и поддержание вербальной коммуникации, с другой стороны — обеспечивается целенаправленная передача образного, эмоционального, мотивационного содержания. [6]
Согласно психолого-педагогическому словарю А.П. Астахова под коммуникацией понимается связь, в ходе которой происходит обмен информацией между субъектами общения. [2]
В словаре русского языка С.И. Ожегова "коммуникация" растолковывается как сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (прил. — коммуникабельный). В словаре синонимов понятие "коммуникация" и "общение" характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными. [8]
В современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных навыков выходит на уровень актуальной социально- педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми знаний, эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками и в целом — социальная адаптация детей. В соответствии с П. 2.6 Федерального государственного стандарта дошкольного образования N 1155 от 17. 10. 2013, дошкольная образовательная организация должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования, в том числе и социально — коммуникативное развитие, которое предполагает:
- усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
- развитие его взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Д.О. У. [10]
Современные исследования выделили четыре вида норм коммуникативного поведения: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.
Общекультурные нормы связаны преимущественно со стандартными коммуникативными ситуациями: привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент и не зависят от сферы и длительности общения, возраста, статуса обучающихся.
Групповые нормы отражают особенности коммуникативного поведения детей, родителей и т.д.
Ситуативные нормы. Здесь можно говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения: вертикальной (вышестоящий — нижестоящий, нижестоящий — вышестоящий) и горизонтальной (равный — равный).
Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида.
В дошкольном возрасте начинают складываться детские общества, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. Детские взаимоотношения отличает высокая эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, характер взаимоотношений развивается от конфликтного, когда основная потребность выделиться и утвердиться до дружеского, когда потребность во взаимодействии начинает превалировать над потребностью самоутвердиться. Детские общности дифференцированы, в них можно встретить детей с разными статусами, при этом на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников положительно влияет успешность в деятельности, способность конструктивно общаться, наличие дружелюбия. Это позволяет предположить, что лучшее развитие мышления и интеллекта, проявляющееся в активности и конструктивности деятельности, будут так же способствоваь более высокому положению ребенка в группе, при этом, вероятно, важным будет соответствие интересов и уровня развития деятельности для формирования и развития устойчивых дружеских отношений.
Следует обратить внимание на основные коммуникативные трудности детей дошкольного возраста:
- трудности вступления в контакт
- трудности в эмпатии
- трудности, связанные с детским эгоцентризмом
- трудности, связанные с отсутствием положительной установки на другого человека
- трудности, связанные с неадекватной самооценкой ребенка
- трудности, связанные с повышенной эмоционально — личностной зависимостью от партнеров по общению. [12., c. 45]
В.Н. Ильина выделяет три формы общения дошкольника со сверстниками:
Первая — эмоционально — практическая (2 — 4 года). У ребенка появляется интерес к другим детям, он ожидает от сверстника участия в его играх, для проявления себя. Ему нужно, чтобы сверстник поддержал его деятельность и усилил общее веселье. Оба участника ожидают привлечения внимания, и получения эмоционального отклика парнера. Эмоционально — практическое общение крайне ситуативное. Если в ситуацию ввести яркий для детей предмет, взаимодействие может разрушиться. Они переключают свое внимание с партнера на предмет, даже дерутся из — за него.
Вторая — ситуативно — деловая (4 — 6 лет). Для этой формы общения характерно деловое сотрудничество детей, они стараются заниматься общим делом, согласовывать свои действия с остальными партнерами, чтобы достичь общий результат. Сверстник становится предметом сравнения с собой.
Третья — внеситуативно — деловая (6 — 7 лет). В этом возрасте у детей значительнее проявляется доброжелательность и способность к взаимопомощи. К концу этого возраста у детей появляется привязанность друг к другу, и проявляются первые ростки дружбы. Дети хотят помогать своим сверстникам. [ 4., c. 172 ]
Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В то же время следует отметить, что многие современные дошкольники в большинстве случаев имеют затруднения в общении, в особенности со сверстниками. Им с трудом удается усваивать нравственные и общественные нормы общения. Дети в современном обществе стали более эгоистичными, грубыми, капризными и избалованными. Это вносит свои коррективы в формирование коммуникативных способностей у дошкольников. Поэтому следует достаточно пристальное внимание уделять выбору средств и методов развития коммуникативных навыков у дошкольников.
К.К. Платонов рассматривает коммуникативные способности как способности к образованию межличностных отношений, обеспечивающие успешную коллективную деятельность и нахождение в ней каждой личностью своего места, а также сплочение коллектива, способность привлекать к себе людей. [9., c. 128]
Л.А. Михайлов коммуникативные способности определяет, как способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. [7., c.56]
Значительность процесса обучения усиливается на том основании, что не только развитие способностей, но и сам процесс развития напрямую зависит от обучения.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, " ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь"[11., c.151]
Существует множество разнообразных средств и методов развития коммуникативных навыков у дошкольников — это различные тренинги, мастер классы, игры и другие. Практика показывает, что самым результативным методом явлется игра. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его саморегуляция и социализация (то есть вхождение в человеческое общество). Приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения. В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Приведем пример некоторых игр на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
" Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые "
Цель — развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Возраст: 3 — 4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей. Данная игра полезна для слишком гиперактивных или агрессивных детей. Игра поможет детям найти новые способы построения контакта со сверстниками, также детям будет легче преодолевать боязнь физического контакта посредством игры.
"Паутина" (c 6 лет)
Цели: Эта игра помогает детям познакомиться друг с другом и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим " Паутина " — прекрасный опыт для прочувствования сплоченности группы.
Материалы: Клубок ниток.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что — нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе... (воспитатель берет клубок в руки и начинает игру сам).
Меня зовут Ольга Васильевна, и я очень люблю петь... (Зажимает свободный конец нити крепко в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.)
Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему. Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающей паутины. Затем воспитатель говорит с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спрашивает их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"
После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к воспитателю обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распутать паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что ребята группы уже тесно " связаны между собой ".
Анализ игры:
- Все ли высказались в ходе игры?
- Как ты чувствуешь себя сейчас?
- Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?
- Трудно ли тебе было запоминать имена?
- Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?
- Кто в группе вызывает у тебя любопытство? [13]
Таким образом, в игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи — всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляется эгоизм, агресссивность, замкнутость. При этом нужно понимать, что каждый ребенок уникален, неповторим. Универсальных способов взаимодействия с ним нет, но организуемая педагогами практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. На наш взгляд, здесь необходимо соблюдать одно правило — "быть рядом, но чуть — чуть спереди — общение на равных, но с определенной дистанцией".
Имея в виду все выше сказанное, в процессе практической деятельности, а также изучения и анализа различных теорий и концепций относительно данной проблемы, можно предположить:
- развитие коммуникативной компетенции дошкольников — это педагогическая цель
- коммуникативная компетентность дошкольников наиболее эффективно развивается в условиях сотрудничества педагога и ребенка, педагога и родителей, ребенка и родителей, ребенка и сверстников, педагога и других педагогов.
Немецкий психолог Клаус Фопель отмечает, что педагогика призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к населению всей нашей Земли. [13]
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968
- Астахов Л.П. Новейший психолого-педагогический словарь: Современная школа, 2010
- Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века. Л., 1975
- Ильина В.Н. Развитие личности ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер; Спб; 2009
- Мешеряков Б., Зинченк В. Большой психологический словарь. — СПб.; Прайм-Еврознак, 2004
- Михайлов Л.А. Психология общения. Учебное пособие. — СПб. Образование. 1994
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24. у изд., испр. — М.: Оникс, Мир и образование, 2007
- Платонов К.К. Об изучении психологии учащихся. — М.: Всесоюзн. учебно — педагогическое изд-во " Профтехиздат" 1961
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва" Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: изд-во "Питер", 2000
- Самойлова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. СПб.: " Речь" 2001
- Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/. Пер. с нем.; в 4-томах. Т 2. М.: Генезис, 2001
|