Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
- Тетерина Анастасия Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Республика Хакасия город Абакан
- Коваленко Оксана Викторовна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» Республика Хакасия город Абакан
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт
- умение организовать общение
- знание норм и правил при общении.
В работе детьми дошкольного возраста мы всё чаще встречаемся с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Между нашими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
И мы, педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Вопросам формирования этических инстанций в дошкольном возрасте много внимания уделяли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, а также М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова. Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.
В то же время основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребёнка. Сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки (Т. А. Репина). Субъективный образ другого человека, представления ребёнка о сверстнике, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований. Этот пробел был восполнен в исследованиях другого направления, где межличностные отношения трактовались как понимание других людей – их качеств, настроения и способности разрешать конфликтные ситуации. Главным предметом этих исследований было восприятие ребёнком других людей, способность решать конфликтные ситуации между ними. Понимание психической активности других людей, способность устанавливать связи между внешним обликом (или поведением) и внутренним состоянием, имеют огромное значение в общении с людьми.
Среди этих исследований можно выделить два основных теоретических подхода:
- Концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский).
- Концепция генезиса общения, где взаимоотношения детей рассматривались как продукт деятельности общения (М. И. Лисина).
Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: “социально-эмоциональное” воспитание, или “нравственное” воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.
В последние годы становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.
Свою работу с детьми выстраиваем на основе следующих положений:
- Системность организации психики ребёнка.
- Опора на возрастные возможности детей.
- Поэтапность педагогической работы.
Чтобы начать систематическую работу в данном направлении мы провели социометрическое обследование старших дошкольников по методике “Секрет” по варианту Т.А. Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
По итогам обследования в начале учебного года года почти 65% детей имеют средний уровень развития коммуникативных способностей.
На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию коммуникативных навыков.
Цель – развитие коммуникативных способностей.
Задачи, намеченные на данном этапе:
- расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
- воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Для достижения поставленной цели мы использовали в своей работе различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций. В результате мы пришли к выводу, что необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
Что могут сформировать у детей занятия-игры, направленные на развитие коммуникативных способностей и качеств:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.
- позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.
- умение сопереживать — радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:
Часть 1. Вводная.
Цель — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные элементы:
- элементы сказкотерапии с импровизацией;
- игры на развитие навыков общения;
- игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- рисование, кляксография.
Часть 3. Завершающая
Цель — создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка
На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:
- беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
- развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
- релаксационные упражнения;
- рисование;
- проигрывание психогимнастических упражнений;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- подвижные игры;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- игровые обучающие ситуации;
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- слушание музыки;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда. Для этого мы расширили ассортимент дидактических игр: “Кубик”, “Экран настроений”; пополнили виды театров; организовали уголок творчества.
Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.
Нам хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры, используемые нами во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи — всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы часто используем театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с родителями изготавливаются необходимые атрибуты.
Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто мы применяем в работе с детьми игры с правилами — дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами нами часто используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.
Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому мы осуществляем тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.
В начале года мы познакомили родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляли просветительную работу в разных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, дни открытых дверей, папки-передвижки.
Так, например, провели “Тренинг комфортного общения” для родителей нашей группы. Целью нашей встречи стало развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов.
Чтобы отследить динамику развития взаимоотношений между детьми, в конце учебного года были проведены социометрическое обследование и исследование коммуникативных способностей по методике М. В. Корепанова.
К концу учебного года стали видны значительные изменения по всем показателям.
Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.
Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.
Список литературы
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998.
- Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.
- Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
- Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
- Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.
|