Петренко Нина Станиславовна. Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии

Методическое пособие по формированию навыков самообслуживания для детей с особенностями в развитии

ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ 1 КВ. К ПЕТРЕНКО Н.С. ИРКУТСК 2014-2015

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с глубокой умственной отсталостью значительно возрос. Вопросами помощи этим детям занимаются такие международные организации, как ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига общественного содействия умственно отсталым и др.

Вопросами помощи глубоко умственно отсталым детям занимались Маллер А.Р., Цикото Г.В., Мастюкова Е.М.

 

Скачать пособие

В нашей стране такие дети находятся преимущественно в домах – интернатах Министерства социальной защиты населения. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 5 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребенку контакт с семьей, если такая имеется, и расширить его социальные связи, многие учреждения работают по такому режиму, что родители могут забирать ребенка домой.

Овладение навыками самообслуживания (умение раздеваться, одеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществлять отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ними. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам, составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого, лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, грубые нарушения интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития являются для них и их родителей (если имеются) жизненной необходимостью.

Имея опыт работы с умственно отсталыми детьми, я заинтересовалась проблемами детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С 1 сентября 2007 года приняла группу детей – инвалидов, имеющих тяжелый диагноз. С первых дней своей работы, естественным образом сталкиваешься с рядом перечисленных выше проблем – неадекватное поведение детей в кругу сверстников, неумение услышать и выполнить элементарные инструкции педагога, у большинства воспитанников не сформирована речь, навыки самообслуживания не сформированы.

Свою работу я начала с обследования детей. Навыки самообслуживания у большинства детей не были сформированы вообще, и они нуждаются в помощи няни-санитарки, у большинства отмечены разнообразные нарушения мелкой моторики, у 6 детей навыки самообслуживания были развиты слабо. Все психические процессы нарушены. Внимание — недостаточной концентрации, объем его мал. Неумение переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая забываемость, нарушение всех мыслительных процессов, наличие сложных форм речевых расстройств, полное отсутствие речевых средств общения.

Результаты обследования убедили меня в необходимости определения специальных путей организации работы, прежде всего, в формировании элементарных навыков самообслуживания и гигиены. Таким образом, появилось пособие под названием «Первые шаги».

Цели обучения по программе «Первые шаги»:

  1. Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития;
  2. Обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания;

В основу данного пособия положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Л. Бейкер, А. Дж. Брайтон «Путь к независимости»). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку «именно в том возрасте и объеме, в котором тот навык формируется в случае обычного развития». Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Для каждого навыка расписаны последовательные шаги – от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем – к инструкции.

Задачи обучения:

  • определение текущего уровня развития данного навыка
  • определение ближайших шагов
  • отработка навыка внутри каждого шага
  • разработка системы поощрений и контроля
  • обсуждение результатов с родителями и коллегами

Формы работы:

- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции)

- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Занятия должны быть оснащены специализированным оборудованием: доски для шнурования, доски для застегивания пуговиц, картины, пиктограммы, таблицы.

Пособие рекомендовано для групп частичного обучения, рассчитано на категорию детей в возрасте (8-16 лет), с 2-х часовой нагрузкой в неделю, программа мероприятий рассчитана на 2 года.

Основные направления деятельности:

1. Работа с родителями

  • создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания, обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе в середине и конце обучения
  • обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой

2. Работа с детьми

Уровни помощи педагога при работе с детьми:

  • совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий
  • частичная помощь действием (последнее действие осуществляет сам)
  • педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого
  • ребенок осуществляет действие сам от начала до конца/ опираясь на пошаговую, подробную инструкцию педагога
  • ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно

Использование пособия «Первые шаги» в нашей группе, вот уже на протяжении 2-х лет показывает положительную динамику в развитии детей с низким реабилитационным потенциалом. Выделилась группа детей, которые успешно усваивают материал пособия и являются своего рода шефами более слабых детей, то есть выступают в роли сопровождающих на прогулку, оказывают помощь в столовой, при уборке классной комнаты, при застегивании пуговиц, зашнуровывании обуви, заправке кроватей, при проведении ежедневных гигиенических процедур, тем самым оттачивая и совершенствуя свои умения и навыки и формируя их собственным примером у других детей группы. Немаловажным аспектом пособия является принцип гуманности, при воспитании и обучении интеллектуально неполноценных детей необходимо помнить, что даже глубоко умственно отсталый ребенок способен почувствовать отношение к себе. Он переживает обиду, радуется ласке и доброте. Именно на данном принципе базируется направленность представленного пособия.

Подобно всем детям, он проявляет гнев, страх, любовь, но выражает их более откровенно, чем здоровые. Воспитание и обучение детей – инвалидов требует от окружающих людей и педагогов много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности.

Содержание изучаемого материала

Методическое пособие содержит ряд ключевых разделов:

  1. Тело. Гигиена тела;
  2. Одежда. Использование одежды;
  3. Обувь. Использование обуви;
  4. Питание, прием пищи;
  5. Навыки культурного поведения;

Раздел 1 «Тело. Гигиена тела»

Тематика 1 год обучения:

  • Тело человека: голова, нос, рот, уши, зубы, шея, волосы, глаза;
  • Спина, руки, грудь, живот;
  • Ноги, колени, пальцы, ногти;
  • Предметы санитарии и гигиены: мыло, гребешок, мочалка, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, полотенце, ванна;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Различать, показывать, называть части тела;
  • Распознавать среди подобранных предметов (гребешок, мыло, мыльница, мочалка, зубная щетка, зубная паста)
  • Находить по инструкции санитарную комнату;
  • Распознавать горячую и холодную воду;
  • Включать кран;

Раздел 1 «Тело. Гигиена тела»

Тематика 2 год обучения:

  • Действия, связанные с гигиеной тела;
  • Мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться;
  • Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Умывать лицо после сна;
  • Мыть руки перед едой и после прогулки;
  • Ежедневный вечерний туалет;
  • Уметь использовать горшок;
  • Полоскать полость рта;
  • Чистить зубы;
  • Использовать гребешок

Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания»

Тематика 1 года обучения:

  • Одежда: умение называть предметы одежды и различать одежду;
  • Колготки, носки, рубашка, штаны, пальто, куртка, шапка, шарф, перчатки, варежки;
  • Правила одевания и раздевания;
  • Способы складывания одежды;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Выбирать и называть одежду;
  • Подбирать одежду по погоде;
  • Самостоятельно одевать носки и футболку;
  • Застегивать пуговицы на рубашке;
  • Одевать шапку и повязывать шарф;
  • Складывать одежду на стульчик;
  • Вешать одежду на вешалку;

Раздел 2 «Одежда. Навыки одевания и раздевания»

Тематика 2 года обучения:

  • Одежда и уход за ней: (стирка носков)
  • Складывание одежды;
  • Хранение одежды;
  • Опрятный внешний вид;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Стирать носки и носовой платок;
  • Складывать одежду на стульчик;
  • Содержать одежду в чистоте;
  • Определять опрятного человека;
  • Застегивать пуговицы;
  • Завязывать шапку;

Раздел 3 «Обувь. Использование обуви»

Тематика 1 года обучения:

  • Ориентироваться в видах обуви;
  • Надевать обувь;
  • Ставить обувь на место;
  • Ставить обувь в определенное место;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Определить по внешнему виду: комнатные тапочки, резиновые сапоги, ботинки, сандалии;
  • Выбирать обувь по описанию и подавать ее;
  • Брать обувь и оставлять в определенном месте;
  • Уметь пользоваться обувной полочкой;

Раздел 3 «Обувь. Использование обуви»

Тематика 2 года обучения:

  • Виды обуви;
  • Хранение обуви;
  • Уход за обувью;
  • Надевание и раздевание обуви;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Определять обувь по внешнему виду, по словесной инструкции, просьбе;
  • Знать и указывать на место хранения обуви;
  • Мыть и протирать обувь после пребывания на улице;
  • Сушить стельку;
  • Надевать обувь по инструкции и помощи педагога;
  • Надевать обувь самостоятельно;
  • Шнуровать с помощью педагога или по инструкции;
  • Шнуровать самостоятельно;
  • Застегивать липучки;
  • Застегивать замок;

Раздел 4 «Питание. Прием пищи».

Тематика 1 года обучения:

  • Предметы, нужные для приема пищи: ложка, тарелка, чашка, кружка;
  • Чистота рук перед едой;
  • Правила пользования столовыми приборами;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Различать столовые принадлежности;
  • Мыть руки перед каждым приемом пищи;
  • Использовать ложку для супа;
  • Соблюдать правила аккуратности во время приема пищи;
  • Уметь держать кружку и пить из нее;

Раздел 4 «Питание. Прием пищи».

Тематика 2 года обучения:

  • Правила приема пищи;
  • Опрятным быть приятно;
  • Дежурство в столовой;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Правильно держать ложку;
  • Не разливать пищу;
  • Хорошо пережевывать пищу;
  • Уметь есть опрятно;
  • Уметь убрать посуду со стола;
  • Протереть стол;

Раздел 5 «Навыки культурного поведения»

Тематика 1 года обучения:

  • Столовая;
  • Вовремя попроситься в туалет;
  • Мытье рук после туалета и перед приемом пищи;
  • Мы ходим парами;
  • Физкультурная зарядка;
  • Не сорить и не мусорить;

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Находить столовую;
  • Заходить в столовую парами и в тишине принимать пищу;
  • Проситься в туалет и мыть после его посещения руки;
  • Организованно строиться парами;
  • Участвовать в утренней зарядке;
  • Не сорить, а бросать мусор в корзину;

Раздел 5 «Навыки культурного поведения»

Тематика 2 года обучения:

  • Гигиеническая комната и туалет;
  • Шефство над младшими;
  • Наше место на прогулке;
  • Уборка территории;
  • Вежливые слова в обращении;

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения:

Дети должны знать и уметь:

  • Знать расположение ванной комнаты и туалета;
  • Обращаться с просьбой – помочь сопроводить в ванну или туалет;
  • Заботится о младших воспитанниках;
  • Организовывать построение на прогулку, в спортивный зал, на занятия;
  • Знать свое место на прогулке;
  • Помогать в уборке территории;
  • Знать слова «спасибо», «пожалуйста»;
Просмотров: 809
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Каверзнева Елена Алексеевна. Преодоление задержки развития детей раннего возраста в процессе обучения навыкам самообслуживания.
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Столова Нина Евгеньевна. Формирование элементов трудовой деятельности на примере обучения детей культуре приема пищи
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Приезжих Наталья Николаевна. Физкультурное развлечение для детей 3 года обучения «Чтоб здоровым стать с Колобком будем играть»
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 4го года обучения
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 2го года обучения
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 3го года обучения
  • Белоусова Наталия. Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
  • Евгения Андреевна Микенина. КОНСПЕКТ занятия по программе «Прикладное творчество» в группе третьего года обучения «Работа с бумагой» «Грибной дождь»
  • Приезжих Наталья Николаевна. Конспект физкультурно развлечения «Кошкин дом» с детьми 2 года обучения.
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Кожина Нина Николаевна Демина Екатерина Юрьевна. Конспект непосредственной совместной деятельности с детьми с ОНР 6-7 лет первого года обучения «Праздник мыльных пузырей»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Ахметзянова Алсу Маслявиевна. Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: Одежда и обувь. Для чего нужна одежда и обувь.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Новикова Альбина Павловна. Родительское собрание «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы».
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Силяева Алла Михайловна. Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.
  • Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Ситухина Татьяна Олеговна. «Пескография как средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Варианты игр и упражнений для развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста
  • Демкова Ольга Васильевна. Камушки Марблс как нетрадиционный прием обучения детей.
  • Шаврина Елена Геннадьевна. Обращение детей к мамам, папам, бабушкам, дедушкам, или правила обучения детей от 1 до 3 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь