Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 п. Максатиха Тверская область
Подготовила Воспитатель МБДОУ Детский сад №4 Степанова Галина Федоровна Старшая группа п. Максатиха 2014 г.
Человек, воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.
Трудовое воспитание – это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённости личности. И уже в старшем дошкольном возрасте детям становится доступный ручной труд. Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребёнка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.
Что же такое ручной труд? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.
Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных умений дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. Как отметил В.А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.
Перед воспитателями всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, и в тоже время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.
В нашей программе «Детский сад — дом радости» много уделено внимания работе с бумагой. Уже в старшей группе мы учим детей складывать бумагу в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона, образца. Решая эти задачи, мы на занятиях работаем с бумагой, картоном. Дети с удовольствием работают с бумагой и картоном, поскольку они достаточно легко поддаются обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторные функциях руки. В октябре месяце дети для кукол мастерили стулья и кроватки, а потом с большим удовольствием использовали их в игре. Для медвежат складывали стаканчики и хотя не всем сразу удалось справиться с заданием, но желание обрадовать медвежат, трудолюбие детей, усидчивость, старание привело к хорошим результатам. При подготовке к Новому году мы с детьми изготовили фонарики, ёлочные гирлянды.
При работе с тканью и нитками дети узнают, что они бывают разного качества, прочности, толщины. На занятиях с помощью «лесенки» я показывала процесс шитья платья для кукол. В конце года будет проводиться работа с пуговицами, ребёнок приобретает при этом навыки в координации движений пальцев рук, знакомится с формой, цветом, фактурой.
В уголке труда много разного природного материала. Это шишки, жёлуди, арбузные семечки, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений. Для ручного труда у нас имеются различные виды бумаги, куски обоев, цветная фольга, фольга от шоколада и конфет, цветные открытки и т. д. А главное уголок труда доступен детям. И хочется заметить, что материал заготавливают сами дети. А моя задача объяснить детям, что нужно это делать так, чтобы не наносить природе ущерба. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. При работе с природным материалом использую пластилин, клей, бумагу, ткань. Весь материал разложен в уголке труда, в пластмассовые коробочки, которые легко открываются.
Периодически организуем выставки поделок, в уголке для родителей, где дети получают ещё одну оценку своей работе.
Очень активное участие дети и родители принимали в организации выставок на темы «Осенние прелюдии», «Зимняя сказка», «На лучшее оформление участка».
В работе с детьми я использую пословицы и поговорки ( «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, рука делают», «Умелые руки не знают скуки»). Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если использовать их систематически, во взаимосвязи друг с другом.
В заключении, мне хотелось бы сказать, что «Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем, по выражению А.В. Запорожца, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно участвует в доступных ему формах деятельности», одной их которых является ручной труд.
Список использованной литературы
- Н.М. Крылова «Детский сад – дом радости» Пермский государственный педагогический институт, 1992 г.
- Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» — М: Просвещение, 1990 г.
|