Степанова Галина Федоровна. Опыт работы на тему: Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы на тему: Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 п. Максатиха Тверская область

Подготовила Воспитатель МБДОУ Детский сад №4 Степанова Галина Федоровна Старшая группа п. Максатиха 2014 г.

Человек, воспитанный искусством и трудом способен жить в гармонии с окружающим миром, познавать и совершенствовать этот мир. Именно такими людьми мы хотим видеть детей в будущем.

Трудовое воспитание – это подготовка ребёнка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремлённости личности. И уже в старшем дошкольном возрасте детям становится доступный ручной труд. Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребёнка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Что же такое ручной труд? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.

Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных умений дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении движений. Как отметил В.А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.

Перед воспитателями всегда стоят две задачи: вызвать интерес к изготовлению полезных предметов своими руками, и в тоже время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению.

В нашей программе «Детский сад — дом радости» много уделено внимания работе с бумагой. Уже в старшей группе мы учим детей складывать бумагу в разных направлениях, делать разметку с помощью шаблона, образца. Решая эти задачи, мы на занятиях работаем с бумагой, картоном. Дети с удовольствием работают с бумагой и картоном, поскольку они достаточно легко поддаются обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать. Работая с плотной бумагой, детям приходится затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторные функциях руки. В октябре месяце дети для кукол мастерили стулья и кроватки, а потом с большим удовольствием использовали их в игре. Для медвежат складывали стаканчики и хотя не всем сразу удалось справиться с заданием, но желание обрадовать медвежат, трудолюбие детей, усидчивость, старание привело к хорошим результатам. При подготовке к Новому году мы с детьми изготовили фонарики, ёлочные гирлянды.

При работе с тканью и нитками дети узнают, что они бывают разного качества, прочности, толщины. На занятиях с помощью «лесенки» я показывала процесс шитья платья для кукол. В конце года будет проводиться работа с пуговицами, ребёнок приобретает при этом навыки в координации движений пальцев рук, знакомится с формой, цветом, фактурой.

В уголке труда много разного природного материала. Это шишки, жёлуди, арбузные семечки, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений. Для ручного труда у нас имеются различные виды бумаги, куски обоев, цветная фольга, фольга от шоколада и конфет, цветные открытки и т. д. А главное уголок труда доступен детям. И хочется заметить, что материал заготавливают сами дети. А моя задача объяснить детям, что нужно это делать так, чтобы не наносить природе ущерба. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. При работе с природным материалом использую пластилин, клей, бумагу, ткань. Весь материал разложен в уголке труда, в пластмассовые коробочки, которые легко открываются.

Периодически организуем выставки поделок, в уголке для родителей, где дети получают ещё одну оценку своей работе.

Очень активное участие дети и родители принимали в организации выставок на темы «Осенние прелюдии», «Зимняя сказка», «На лучшее оформление участка».

В работе с детьми я использую пословицы и поговорки ( «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, рука делают», «Умелые руки не знают скуки»). Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если использовать их систематически, во взаимосвязи друг с другом.

В заключении, мне хотелось бы сказать, что «Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем, по выражению А.В. Запорожца, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно участвует в доступных ему формах деятельности», одной их которых является ручной труд.

Список использованной литературы

  1. Н.М. Крылова «Детский сад – дом радости» Пермский государственный педагогический институт, 1992 г.
  2. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» — М: Просвещение, 1990 г.
Просмотров: 551
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Заикина Светлана. Конспект интегрированного занятия Ручной труд – коллективная работа с детьми старшей группы. Тема: «Астры».
  • Медведева Мария Сергеевна. Развитие зрительно-моторной координации у детей с тяжелым нарушением речи, посредством ручного труда
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Лукина Ольга Валерьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (РУЧНОЙ ТРУД) С ДЕТЬМИ С ОВЗ
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Нина Шаповалова. НОД ручной труд в подготовительной к школе группе на тему: 'Домовенок'
  • Ковригина Светлана Николаевна. Организованная образовательная деятельность ручной труд «Новогодняя афиша» подготовительная к школе группа
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Людмила Петровна Шабалина. Ручной труд в средней группе.
  • Хаметова Алсу Мяжитовна. Проект на тему: «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»
  • Эмма Юрьевна Гамаева. Блок 'Ручной труд' Занятие 'Пчелка с сюрпризом'
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Алексеева Тамара Владимировна. Сценарий музыкального развлечения на День защиты детей - «Да здравствуют дети на всей планете!» (старшая группа)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь