О.В. Лукина Воспитатель МБДОУ «Детский сад №131» г. Череповец, Российская Федерация
Одной из важных задач коррекционно-образовательного процесса является социальная реабилитация и адаптация детей с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью. Каждому ребенку необходим определенный уровень знаний, умений и навыков, чтобы он мог взаимодействовать с окружающей средой, адекватно реагировать на происходящее, участвовать в общественно-полезной жизни. Ручной труд – один из важнейших аспектов социальной реабилитации и адаптации детей с ОВЗ при овладении программой школьного обучения.
Анализ психолго-педагогической литературы позволяет отметить, что данный аспект рассматривается не в полном объеме в отношении детей с ОВЗ, поэтому перед педагогами групп компенсирующей направленности встала проблема по систематизации, организации и адаптации существующих методик, в частности разработка и адаптация системы формирования умений и навыков по ручному труду у дошкольников с ОВЗ.
Основной задачей в настоящее время является коррекция недостатков психофизического развития, подготовка воспитанников к трудовой деятельности. Отмечается, что дети с ОВЗ обнаруживают крайнюю неумелость, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, не могут осуществлять сопоставительных движений, с трудом овладевают навыками самообслуживания, испытывают трудности при освоении операционально-технических умений в изобразительной деятельности. [2, с. 195] Занятия по ручному труду играют важную роль при коррекции данных нарушений.
Организация занятий детей с ОВЗ предполагает ряд требований, которые будут способствовать формированию у них умений и навыков работы по ручному труду:
- Воспитатель чаще использует в работе с детьми метод пассивных движений;
- Сотворчество воспитателя и ребенка идет до усвоения необходимых умений и навыков у детей;
- Управление процессом творческого самовыражения должно способствовать нормализации эмоционального состояния ребенка и положительно влиять на его психическое развитие;
- Игры и игровые приемы должны стать основой интереса к выполняемой работе и стимулом достижения поставленных воспитателем задач;
- Закрепление полученных на занятиях умений и навыков необходимо проводить в свободное от занятий время;
- Для овладения детьми ручной умелостью необходимо проведение предварительной работы по развитию мелкой моторики рук через использование различных приемов;
- Чаще использовать индивидуально-коррекционные занятия с детьми;
- Формировать у детей уверенность в своих силах, в возможности успешной деятельности в воспитательно — образовательном процессе;
- Выбирать такие приемы и методы воспитания и обучения, чтобы они соответствовали психофизическим особенностям и возможностям детей;
- При объяснении нового материала подчеркивать главное, существенное, возвращаясь к нему неоднократно, как в учебной, так и вне учебной деятельности;
- Не давать для усвоения в ограниченный отрезок времени большой и сложный материал. Целесообразно разделить его на отдельные части и давать их постепенно;
- Помнить, что все инструкции должны быть четкими, логичными, завершенными;
- Целенаправленно развивать у детей самоконтроль, предлагать им самостоятельно находить ошибки в своих и чужих работах, но делать это тактично;
- Используемая наглядность должна соответствовать действительности и этапу занятия;
- Создать максимально спокойную обстановку на занятии, в группе, атмосферу взаимопонимания, комфортного психологического климата посредством доброжелательного отношения педагога к каждому ребенку, умелого сочетания фронтальной и индивидуальной работы, оказания помощи (направляющей, корректирующей, стимулирующей), поощрения любой, даже незначительной положительной динамики в освоении программного материала, соблюдение охранительного режима.
У многих детей с ОВЗ обнаруживается двигательная расторможенность, они крайне неусидчивы, поэтому при организации успешной работы по ручному труду рекомендуем придерживаться следующих принципов:
- игровая форма должна быть доминирующей;
- использование эмоций для привлечения внимания детей, интереса, повышенной мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей;
- использование подражательности как первоначального алгоритма для выполнения работы;
- предметно-действенное обучение, организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами по определенным задачам, поставленным воспитателем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет ее;
- детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведется по каждому этапу поделки и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению;
- постоянное усложнение самостоятельных действий детей: от действий по подражанию к действиям по образцу, по рисунку (фотографии), по условию, по замыслу;
- большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
- индивидуальная работы на занятии, обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка малейших достижений ребенка.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений. Так ещё В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований у детей — на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Работа по ручному труду должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Перспективный план по ручному труду с детьми с ОВЗ включает в себя четыре этапа.
Первый этап: подготовка руки ребенка к точным, энергичным движениям через систему коротких специальных занятий, проводимых как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Изготовление наиболее простых поделок из природного материала, салфеток, гофрированной бумаги.
Второй этап: подготовка руки ребенка к более точным и ловким движениям пальцев через задания на развитие точности движений, проводимых как с подгруппой детей, так и индивидуально. Сминать гофрированную бумагу в комочки, намазывать их клеем и выкладывать по контуру различные изображения. Изготовление поделок из природного и бросового материала (салфеток, гофрированной бумаги, фольги, спичечных коробков) Составление различных изображений из разноцветных сухих листьев.
Третий этап: формирование точных, произвольно направленных и координированных движений руки через изготовление более сложных поделок из бумаги и природного материала (плетение из бумаги, поделки из яичной скорлупы; из бересты и соломы) Создание композиций из листьев и сухоцветов, поделка из семечек и пластилина.
Четвертый этап: развитие тонкой ручной координации, слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки через систему занятий оригами, коллективные работы из природного материала, изготовление макетов и т.д. Задания по условию. Изготовление из поролона продуктов для С.Р. И., работа с яичной скорлупой. Создание макетов из природного и бросового материала.
Понимая актуальность заявленной тематики и недостаточность ее разработки, нами был составлен перспективный план работы по ручному труду для детей с ОВЗ.
Перспективный план работы по ручному труду с детьми с ОВЗ
I этап: задачи
- Развивать желание заниматься ручным трудом
- Обучать детей способам действия с различным природным материалом.
- Формировать умение соединять детали поделки из природного материала (шишки, желуди, орехи, семена, скорлупа грецких орехов) при помощи пластилина.
- Формировать умение скатывать комочки из салфеток и гофрированной бумаги.
- Украшать изделия бумажной бахромой.
- Воспитывать желание обыгрывать поделку, беречь результаты своего труда и труда сверстников.
- Способствовать развитию психических процессов, мелкой моторики рук.
I этап: содержание
Предварительная работа: знакомство с природным материалом (шишки, желуди, орехи, семена) через цикл занятий «В гостях у Старичка-Лесовичка»
Поделки из шишек:
- «Старичок-лесовичок» Материал: шишки, пластилин.
- «Ежик»
Материал: шишки, семечки подсолнуха, пластилин.
3. «Лебедь»
Материал: шишки, пластилин, крылатки клена, веточка.
4. «Птичка»
Материал: шишка, пластилин, крылатки клена.
5. «Поросеночек»
Материал: шишка, пластилин.
Поделки из скорлупы грецких орехов:
1. «Кораблик»
Материал: скорлупа грецкого ореха, пластилин, бумага, веточка.
2. «Мышка»
Материал: скорлупа грецкого ореха, пластилин, нитка.
4. «Черепаха»
Материал: скорлупа грецкого ореха, пластилин, семена.
5. «Рыбка»
Материал: скорлупа грецкого ореха, пластилин, бумага.
Поделки из желудей и семян.
1. «Красивый коврик»
Материал: досочка с пластилином, семена, семечки, крупа, желуди.
2. «Жучок»
Материал: желуди, пластилин
3. «Собачка»
Материал: желуди, пластилин, веточка
4. «Веселые человечки»
Материал: желуди, пластилин, веточка
2. Работа с бумагой и бросовым материалом.
1. «Комочки для крепости»
Материал: белые салфетки
2. «Угощение для кукол»
Материал: гофрированная бумага
3. «Украшение на елку»
4. «Подарок к Новому году»
5. «Подарок к 8 Марту»
Материал: бумага, паетки, бусинки и т.д.
6. «Борода Деда Мороза»
7 «Кисточки на колпачках»
8. «Грива лошади»
Материал: украшение изделий бумажной бахромой
II этап: задачи
- Продолжать развивать желание заниматься ручным трудом.
- Продолжать обучать способом действия с различным материалом: шишки, скорлупа, желуди.
- Учить новым приемам соединения деталей: проволока, клей
- Формировать умение делать поделки из ракушек, листьев, используя как дополнение, перья и мох
- Сминать гофрированную бумагу в комочки и наклеивать на различные силуэты
- Делать поделки из спичечных коробков и фольги
- Продолжать формировать желание изготовлять сувениры для родителей, украшения на елку.
- Учить экономно и рационально использовать материал.
- Способствовать внимательному отношению к близким.
- Развивать память, мышление, внимание,
мелкую моторику рук.
11. Развивать творческие способности детей.
II этап: содержание
1. Работа с природным материалом.
Предварительная работа: знакомство с природным материалом (ракушки, мох, птичьи перья, листья) через цикл занятий «В гостях у Старичка-Лесовичка»
Поделки из шишек и желудей.
1. «Лесные человечки»
Материал: желуди, веточки
2. «Бобик»
Материал: желуди, веточки.
3. «Девочка в шубке»
Материал: желуди, шишки
4. «Лиса»
Материал: шишки, желудь, семена, пластилин, клей, бумага.
5. «Уж»
Материал: желуди, проволока, пластилин
6. «Лесной воин»
Материал: желуди, веточки, листик, пластилин
Поделки из ракушек.
1. «Волшебная птица»
Материал: ракушки, пластилин.
2. «Цыпленок»
Материал: ракушки, пластилин
3. «Красивые цветы»
Материал досочка с пластилином, ракушки
4. «Веселый хоровод»
Материал: ракушки, краски, клей.
Поделки из листьев.
- «Композиции из листьев»
- «Овощи»
- «Фрукты»
- По замыслу
Материал: листья, клей
Поделки с использованием перьев и мха.
1. «Рыбка»
Материал: шишка, крылатки клена, листья дуба, клей, перья
3. «Птичка»
Материал: плоды каштана, перья.
4 «Петушок»
Материал: плоды каштана, перья, пластилин, бумага, клей, веточки.
5. «Лебеди»
Материал: пластилин, перья
6. «Встреча в лесу»
Материал: ветки, сучки, мох, перья, шишки, клей, дощечка.
П. Работа с бумагой и бросовым материалом.
Коллективные работы из гофрированной бумаги.
- «Снеговичок»
- «Елочка»
- «Снегирь»
Материалы: гофрированная бумага, салфетки, клей.
Игрушки на елку.
1. Гирлянды из колец. 2. Гирлянды из флажков. 3. Рыбки.
Материал: бумага, клей.
5. Подарок к 8му Марта
Материал: гофрированная бумага, клей.
Мебель для кукольного домика.
1. Кровать, стол, кресло, шкаф
Материал: спич. корбки, бумага, клей
3. Подарок к 23 Февраля (танк).
Материал: спич. коробки, бумага, клей.
III этап обучения: задачи
- Продолжать поддерживать желание заниматься ручным трудом.
- Совершенствовать умения действовать с различным природным материалом.
- Продолжать закреплять умение делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, украшения на елку; поделки для украшения группы.
- Продолжать привлекать родителей к совместным работам по ручному труду.
- Развивать психические процессы, волевые качества, мелкую моторику рук.
- Продолжать поощрять стремление доставлять радость другому, бережное
отношение к своей и чужой поделке.
7. Продолжать обучать способам действий с бумагой и бросовым материалом.
8. Закреплять умение делать коллективные композиции из природного и бросового материала, а также гофрированной бумаги.
III этап: содержание
1. Работа с природным материалом.
Предварительная работа: Знакомство с новым природным материалом (береста, солома) через цикл занятий «В гостях у Старичка-Лесовичка».
Поделки из бересты.
1. «Ведерко для сбора ягод»
Материал: береста, нитки, клей, ножницы
2. «Кораблик»
3. «Матрешка»
Материал: береста, материя, проволока, ножницы, клей
Поделки из соломы
1. «Соломенная девочка»
Материал: солома, цветные лоскутки, нитки, краски, ножницы, кисточка
2. «Соломенное солнышко»
Материал: солома, пластилин, нитка
3. «Бабочка»
Материалы: игрушка из пучков соломы
4. «По замыслу»
Поделки из шишек и желудей
1. «Бабочка»
Материал: желудь, листья, веточки, пластилин
2. «Петушок»
Материал: шишка, желудь, ветки, бумага, перья
3. «Цапля»
Материал: шишка, желудь, ветка, ракушки, пластилин
4. «Зайчик»
Материал: желуди, крылатки клена, пластилин, ветки, клей.
5. «Птицы»
Материал: шишки, желуди, ветки, пластилин, ракушки
6. «Утенок с червяком»
Материал: шишки, желудь, семена тыквы, веточки деревьев, пластилин, ножницы, клей, кисточка
7. «Веселые человечки» (по замыслу)
Материал: разнообразный природный
Поделки из листьев, цветов, семян.
- Плошки с композициями из сухоцветов и листьев.
- Настенное панно из листьев для украшения группы.
- Композиция из листьев «Осеннее настроение».
Материал: бумага, бисер, листья, цветы, семена
П.Работа с бумагой и бросовым материалом.
1. Композиция к сказке «Колобок»
Материал: бросовый+природный материал
2. Совместные работы детей и родителей по ручному труду.
Материал: Мышка (нитки, клей, картон), «Дары осени», «Радужное настроение» (потолочная плитка, клеящая бумага разных цветов) и т.д.
3. Подарок к Новому году.
4. Маски к театрализации
5. Ветка мимозы
Материал: гофрированная бумага
6. Картина «Весна» (коллективная работа)
Материал: гофрированная бумага
7. Подарок к 8 Марта
8. «Писанки»
Материал: целые пустые скорлупки яиц, гуашевые краски
9. Рамка для рисунка
Материал: мелкие скорлупки
11. «Петушок»
Материал: фольга
12. По замыслу «Веселые фигуры»
Материал: фольга
13. . «Самолет»
Материал: бумага
14. «Кораблик»
Материал: бумага
Мебель для кукольного домика
1. Шкаф, комод, телевизор.
Материал: спич. коробка, бумага клей
Игрушки на елку.
1. Курочка
Материал: бумага, фломастеры, клей, нитка
2. Груша
Материал: бумаг, нитка
3. Кошечка
Материал: бумага, нитка
4. «Ветки в снегу»
Материал: ветки, салфетки
IV этап: задачи
- Поощрять желание самостоятельно заниматься ручным трудом.
- Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности.
- Продолжать формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, украшения на елку для группы.
- Продолжать использовать для поделок различные материалы:
- Комбинировать различный природный материал при изготовлении поделок
- Совершенствовать умение создавать композиции из различного природного и бросового материала.
- Продолжить работу по изготовлению поделок из яичной скорлупы
- Способствовать развитию психических процессов, мелкой моторики рук.
IV этап: содержание
1. Работа с природным материалом.
Поделки из шишек и желудей.
1. «Вертолет»
Материал: шишка, грецкий орех, крылатки ясеня, веточки, клей
2. «Сказочная птица»
Материал: желуди, шишки, перья, семена.
3. «Цапля»
Материал: шишки, веточки, пластилин.
4. «Стрекоза на грибе»
Материал: шишка, крылатки клена, пластилин
5. «По замыслу»
Материал: разнообразный природный материал
Поделки из листьев и сухоцветов.
- «Настенное панно из листьев и цветов. Осенний букет» (коллективная работа)
- «Красавица Осень» (коллективная работа)
Материал: листья, сухоцветы, клей
3. «Курочка»
Материал: семечки, пластилин, бумага
4. «Ежиха с ежатами»
Материал: семена овса, пластилин
5. «Лебеди на озере»
Материал: перья, пластилин, сухоцветы, бумага
6. Настенное панно к сказке «Колобок»
Материал: листья, пластилин
7. «Бабочка»
Материал: листья, пластилин, семена
8. По замыслу.
Поделки из соломы и бересты.
I. «Цветок-снежинка»
Материал: соломинки, нитки, тесемки, кусочки бархатной бумаги, ножницы, клей
2. «Подвески-сережки»
Материал: солома, нитки
3. «Подвеска из цепочек»
Материал: солома, нитки
4. «Коврик»
Материал: солома, ленточки, клей
5. «Собачка»
Материал: береста
6. «Туесок»
Материал: береста
7. «По замыслу»
2. Работа с бумагой и бросовым материалом.
- Счетный материал для занятий и самостоятельной деятельности (утки, гуси).
- «Игрушки для кукольного театра «Репка»»
З.д/и «Посади огород»
4. «Плетеный коврик»
Материал: бумага, клей
Игрушки для украшения елки
5. «Медведь», «Белочка»
Материал: стаканчики из-под йогуртов, бумага, клей б.
6. «Клоуны»
Материал: скорлупа яиц, бумага, клей
7. Подарок к Новому году (коробка под пуговицы)
8. «Цветы в вазе»
Материал: скорлупки-половинки, бусинки, проволока, пластилин
9. «Чайный сервиз»
Материал: крупные скорлупки, половинки скорлупок
10. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «магазин», «транспорт» (изготовление бумажников, сумочек)
Материал: бумага, тесьма
II. Изготовление хлебо-булочных изделий
Материал: соленое тесто
11. Изготовление мясной продукции, пирожных.
Материал: поролон, гуашь, пластиковые контейнеры
12. Изготовление бинокля, подзорной трубы.
Материал: клей, бумага
13. Подарки к 8 Марта. «Кактус»
Материал: материал, пуговицы, горшочек
14. Корзиночка из бумаги.
15. «Воздушный змей»
Материал: бумага, нитки
16. «Попугай»
Материал: бумага
17. «Жираф»
Материал: бумага
18. «Тюлень»
Материал: бумага
19. «Тюльпан»
Материал: бумага
20. «Игрушки-пушистики»
Материал: нитки, ножницы, картон
Работа с тканью.
- В гостях у волшебной иголочки (знакомство с иголкой, техникой работы)
- «Ателье кукол» (пришивание пуговиц)
- «Цветные дорожки» (шов «вперед иголкой»)
- «Кактус» (ткань, пуговицы)
- «Мешочки для секретов»
- «Фартуки для кукол»
Итак, организация работы по ручному труду детей с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью – одна из актуальных тем коррекционной педагогики. Впроцессе которой формируется умение выполнять задания педагога, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.
Список используемой литературы:
- Г. А. Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников», М., Просвещение, 1991.
- Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин «Программа воспитания и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», СПб, Союз, 2001.
|