Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенний натюрморт-коллаж».
Цель:
- Учить детей создавать композицию по собственному замыслу, используя различные материалы.
- Формировать художественное мышление. Обогащать представления и знания детей об изобразительном искусстве.
- Развивать мелкую моторику рук при создании коллажа.
- Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Активизация словаря: коллаж, натюрморт.
Материал: заготовки корзины и вазы, различный природный и бросовый материал: бумага, ткань разных цветов, клей, кисточки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картин об осени, заучивание стихов и загадок об осени, дидактические игры «Узнай на ощупь», «чего не стало», «подбери слово», «Угадай по запаху», экскурсии в парк.
Ход занятия.
Под музыку дети входят в зал, и останавливаются около картин которые висят на стене ( «Натюрморт» И. Грабаря, «Осень золотая» И. Левитана. Воспитатель читает стихотворение А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарование!» …
Унылая пора! Очей очарования Приятна мне твоя прощальная пора. Люблю я пышное природы увядание В багрец и золото одетые леса.
Ребята, а какое время года описывал А.С. Пушкин в этих строках?
-Осень. Правильно. Посмотрите на картины и скажите, что нарисовал художник на них?
Правильно, на картинах мы видим деревья, солнце, небо, падают разноцветные листья.
Ребята, осень бывает разная, ранняя, а еще какая? — поздняя. Давайте с вами поиграем в игру, «назови осень одним словом».
Алеша, какой бывает осень? — правильно, осень бывает хмурой, радостной, плаксивой, волшебной, загадочной, печальной, щедрой, тоскливой.
Ребята, а почему она называется — щедрой?
Правильно, потому что осенью люди убирают урожай, в огородах собирают овощи и фрукты, хлеборобы в полях убирают хлеб, осенью делают заготовки из овощей и фруктов на зиму, варят компоты, варенья, собирают в лесу грибы и ягоды. Вот какая богатая и щедрая бывает осень.
Ребята, и вот эту красоту, и овощи и фрукты, ягоды, грибы, природу, -художники рисуют на картинах. (открываю «натюрморт»).
А знаете ли вы как называются такие картины?
Такие картины называются — Натюрморт.
Что на них рисует художник? Скажи, Олеся? — правильно, на них художник рисует овощи, фрукты, грибы, предметы быта и т.д.
Послушайте, ребята, я вам прочитаю стихотворение:
Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или морс в большом графине Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу. Или грушу или торт. Или все предметы сразу Знай, что это-натюрморт.
Художник помогает нам понять эту таинственную жизнь предметов. Сорванные фрукты, ягоды, люди съедят, а вот созданные художником картины будут жить вечно.
Ребята, а давайте с вами отдохнем и поиграем.
Психогимнастика «Я кленовый листочек». Ребята, закройте глаза и представьте, что каждый из вас кленовый листочек. Он висел на дереве, но вдруг подул осенний ветер, листочек оторвался с ветки, и ветер понес его далеко-далеко.
Мы листочки осенние На деревьях висели. Дунул ветер — полетели, И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал И листочки все поднял, Закружились-полетели, И на землю тихо сели. (произвольные движения).
Но вот ветер стих, листочек опустился на землю и остался лежать с другими листочками, ждать следующего случая, когда вновь ветер подует и перенесет его в другое место.
Сюрпризный момент-входит Осень.
Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Слышала я как вы называли меня щедрой, поэтому я пришла к вам не с пустыми руками, а с корзиной и вазой. А знаете, что можно положить в мою корзину? -Правильно, овощи. А какие овощи? -огурцы, помидоры, кабачки, лук, картошку. Молодцы, хорошо вы знаете овощи.
А что мы положим в вазу? -правильно, в вазу мы положим фрукты.
А какие вы знаете фрукты? -молодцы, это груши, яблоки, апельсины, киви.
Ребята, а знаете ли вы как художники называют картины на которых нарисованы предметы быта, цветы, ягоды, овощи? -Такие картины называются –Натюрморт.
А сейчас подойдите все к столам и посмотрите что лежит на столах?
Да на столах лежат разные предметы: бумага, ткань, пуговицы, семена, фантики. Я предлагаю вам сегодня создать из этих материалов-натюрморт, но натюрморт- необычным способом. Очень часто в доме
можно найти ненужные предметы: бусины, кусочки ткани, коробочки, различный природный материал, фантики и т.д. Пустив эти мелочи в дело, вы сможете создать удивительные вещи под названием — коллаж. Посмотрите подойдут наши материалы для поделок? Что можно сделать из серо-коричневой ткани? — Правильно из такой ткани можно сделать -картошку. А куда мы ее положим в корзину или в вазу? Правильно, картошку мы положим в корзину, потому что это-овощ. А что мы положим в вазу? -правильно в вазу мы положим-фрукты.
Ребята, а чтобы натюрморт-коллаж получился красивым, нужно сделать набросок карандашом.
Подумайте, а что можно положить около вазы? КОРЗИНЫ? С БОКУ?
Ребята, сейчас подумайте что вы хотите сделать и приступаем к работе (в ходе работы детей использую указание, помощь, индивидуальную работу).
Молодец, Сережа, быстро наклеил морковку, а из чего можно сделать ей хвостик? — правильно из бумаги.
(к детям подходит Осень и очень удивляется)
Ой, оказывается не я одна волшебница, но и вы волшебники. Какие у вас получились красивые натюрморты. А кто хочет рассказать о своем натюрморте?
Даша, расскажи, как ты назовешь свой натюрморт? ( «ваза с цветами», «осенняя корзина», «дары осени» и т.д.). Молодцы, ребята, работы у вас получились красивые, потому что трудились вы все вместе, помогали друг другу, прислушивались друг к другу.
Воспитатель: Осень, а получилось все у нас благодаря тебе. Спасибо.
Осень: Ребята, мне пора уходить, а на память я хочу подарить вам вот эти подарки-листья, шишки, семена. Делайте из них новые натюрморты-коллажи, радуйте меня. Будьте всегда внимательны к природе и она щедро поделится с вами своими тайнами.
До свидания.
|