«Пульты управления организмом находятся именно на стопах и ладонях!»
Аннотация
- Проблема: сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского сада.
- Проект раскрывает пользу массажа и гимнастики для стоп в укреплении здоровья человека.
- Популяризация доступных способов укрепления здоровья и ЗОЖ у воспитанников, родителей.
Актуальность:
Много столетий назад люди заметили интересный факт: те, кто много ходят босиком, обычно хорошо себя чувствуют и заметно здоровее остальных. На стопах человека находится более 70 000 нервных окончаний, образующие рефлексогенные зоны, которые связывают участки стопы с определёнными внутренними органами и с физиологическими системами. На подошвах проекционные зоны внутренних органов расположены очень близко друг к другу и имеют чёткие границы. Рефлексологи рассматривают стопу как карту человеческого тела. Каждая зона поверхности стопы отвечает определенному органу. Достаточно немного пройтись босиком, и у человека улучшится острота зрения, нормализуется внутриглазное давление. Передняя часть стопы и боковая поверхность стоп на подошвенной поверхности – это места расположения зон внутреннего уха, горла и бронхов.
Зона сердца расположена в передней части свода стопы левой ноги. У пожилых людей за сутки — двое до развития сердечного приступа часто появляется легкая левосторонняя хромота, которую сами люди нередко замечают ( «Что-то в ногу вступило...»). Если провести ощупывание левой стопы, то при наличии проблемы зона сердца обычно отзывается болью. В глубине свода стоп расположены зоны почек, надпочечников, желудка и солнечного сплетения – органов, деятельность которых не должна сильно зависеть от физической активности человека. Там же, неподалеку и только на правой стопе, находится зона печени. Малоподвижный образ жизни расслабляюще действует на зоны почек и печени, что в целом способствует развитию заболеваний этих органов. В то же время умеренная физическая нагрузка держит эти зоны в тонусе. Почти в центре каждой из пяток женщины расположена большая, округлой формы одна из зон яичников, связанная с яичником на той же стороне тела: левая – с левым, правая – с правым. Замечено, что еще задолго до появления тянущих болей внизу живота и других симптомов многим женщинам становится больно наступать на пятку той ноги, на стороне которой начинается однексит. Зона фаллопиевой трубы тянется вдоль ахиллова сухожилия с наружной стороны каждой ноги и тоже отражает состояние трубы.
Приведем цитату из книги врача рефлексолога Дмитрия Коваля «Целительные точки нашего тела. Практический атлас»: «Мой коллега заинтересовался китайским методом лечения по биоактивным зонам на стопах и предложил мне побыть в качестве испытуемого. Поначалу я отнесся скептически, согласился лишь потому, что не хотел обижать коллегу. Мы, медики, народ консервативный, на разного рода новинки, обещающие исцеление от всех болезней, смотрим с подозрением. Однако спустя час от моего скепсиса не осталось и следа. Самочувствие после сеанса вызвало у меня настоящий восторг. Разлившееся по всему телу расслабление, которое я ощутил, было сравнимо разве что с расслаблением после русской парной. Тело дышало и вибрировало буквально каждой клеточкой! Я начал регулярно массировать стопы – просто чтобы снять напряжение и усталость. И за три месяца, совершенно не держа в голове такой цели, забыл о мигренях, которыми страдал пятнадцать лет! Этот опыт перевернул мою жизнь, открыл новый путь обретения здоровья и новое направление в карьере.
Отмассажировав за 25 лет несколько тысяч стоп, я до сих пор поражаюсь, насколько мудро и рационально устроено наше тело, сколько возможностей самовосстановления оно в себе хранит. Эти возможности удивительны! Своим здоровьем, своим эмоциональным состоянием можно управлять с легкостью, если знать, на какие кнопки нажимать. В этом смысле человеческий организм ничем не отличается от компьютера. И пульты управления организмом находятся именно на стопах и ладонях! Я работал с людьми всех возрастов, от новорожденного ребенка до девяностолетнего старика: массаж нравился всем! Воздействие на биоактивные зоны избавляет от очень многих недомоганий, которые ежедневно нам досаждают, а если применять массаж в дополнение к основному курсу лечения – то и от серьезных хронических болезней. Это эффективный и абсолютно безопасный – никаких противопоказаний! – метод исцеления, доступный любому человеку в любой момент времени – ведь руки и стопы всегда при нас».
За последние годы исследователями было установлено, что 67, 3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие. Плоскостопие, как и нарушения осанки, чаще всего встречается у детей слабых, физически плохо развитых. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще длительной беготне, для свода стопы таких детей оказывается чрезмерной, связки и свод стопы перенапрягаются, растягиваются, и возникает плоскостопие.
Стопы – основа, фундамент тела, поэтому измененная форма стопы влияет не только на её функцию, но и изменения в нижних отделах позвоночника, что отрицательно сказывается на осанке ребёнка и на его общем состоянии. Большое значение имеет своевременное выявление небольших изменений формы стопы ребёнка, так как даже простые меры профилактики могут дать положительный результат. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребёнок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом, как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом. Это определяет актуальность темы проекта.
Объект: Система педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: Организационно-педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Укрепление здоровья детей и профилактика плоскостопия через массаж и гимнастику для стоп в различных формах физического воспитания.
Задачи:
- Изучить, проанализировать и оценить состояние работы в группах старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья детей, используя массаж и гимнастику для стоп.
- Создание картотеки комплексов массажа и гимнастики для стоп и внедрение их в педагогический процесс.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков при воспитании ЗОЖ у детей.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников, формированию ценностного отношения к своему здоровью.
- Способствовать воспитанию здоровьесберегающего мировоззрения (взгляды, оценочное суждение о фактах, улучшающих или ухудшающих здоровье человека).
- Обобщить полученные результаты, сделать выводы по возможности организации работы по укреплению здоровья детей через массаж и гимнастику для стоп в условиях ДОУ.
Гипотезой оздоровительного проекта является предположение о том, что систематическое проведение с детьми правильно подобранного комплекса массажа и гимнастики для стоп способствует укреплению здоровья и профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Участники: дети средних, старших, подготовительных групп, педагоги, родители.
Сроки: учебный год.
Формы, методы, приемы:
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, игры на профилактику плоскостопия, физкультурные досуги, игровой массаж и самомассаж, физкультминутки, консультативная работа.
Предполагаемые результаты:
- Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей;
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систематическое проведение с детьми правильно подобранного комплекса массажа и гимнастики для стоп;
- Наблюдение положительной динамики оздоровления;
- Организация работы с родителями по укреплению здоровья детей и профилактике плоскостопия.
Ресурсы (оборудование и материалы):
- Физкультурный зал.
- Физкультурные уголки в группах.
- Спортивный инвентарь: традиционный и сделанный своими руками.
- Картотека игр, упражнений, комплексов массажа и гимнастики.
- Подборка методической литературы.
- Взаимосвязь медицинской сестры, педагогов и родителей.
Этапы:
Подготовительный.
- Определение целей и задач проекта.
- Составление плана мероприятий.
- Подбор методической литературы.
- Ознакомление воспитателей и родителей с проектом.
Основной.
- Изучение необходимой литературы.
- Проведение мероприятий.
- Привлечение родителей к изготовлению спортивного инвентаря, массажных ковриков, материалов для реализации проекта.
- Написание конспектов проводимых мероприятий.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
- Создание картотеки игр, массажа и гимнастики для стоп, комплексов упражнений по профилактике плоскостопия.
- Взаимодействие медицинской сестры, педагогов и родителей.
Заключительный.
- Подведение итогов.
- Анализ выполнения плана мероприятий.
- Анализ заболеваемости детей.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заключение
Проект «Массаж и гимнастика для стоп» решил поставленные цели и задачи. Внедрение в практику работы систематическое проведение массажа и гимнастики для стоп позволило достичь положительных результатов в сохранении и укреплении здоровья детей, в профилактике и коррекции плоскостопия. В результате реализации проекта разработана система игр, занятий, рекомендаций родителям, составлены сценарии физкультурных досугов, создана картотека комплексов массажа, самомассажа, упражнений, подвижных игр, утренней и бодрящей гимнастики. Проделана работа по созданию предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и сохранение здоровья детей. Проделанная работа дала хорошие результаты, помогла вызвать заинтересованность родителей в сохранении и укреплении здоровья детей через массаж стоп.
Работа в данном направлении интересна не только для педагогов, но и для родителей. Главным результатом проекта будет сформированное мнение родителей о важности массажа стоп для сохранения здоровья своего ребёнка.
Литература:
- Н.В. Елжова. Здоровый образ жизни в ДОУ. Ростов-на-Дону, 2011.
- Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. Москва, 2006.
- Оздоровление детей в условиях детского сада. Под ред. Л.В. Кочетковой. Москва, 2007.
- Т.С. Овчинникова. Организация здоровье-сберегающей деятельности в ДОУ. Санкт-Петербург, 2006.
- М.Г. Борисенко, Т.А. Датешидзе, Н.А. Лукина. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. – СПб, 2003г.
- А.С. Галанов. Игры, которые лечат. — М.: 2006г.
- И.П. Дайлидене. Поиграем, малыш! – М.: 1992г.
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Физкультурные минутки. М.: 2004г.
- В.А. Шишкина. Движение + движения. М.: 1992г.
- Интернет-ресурсы.
|