Косценковская Татьяна Евгеньевна. Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возрастаЗначение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

В современном мире интерес к влиянию музыки на организм человека значительно вырос. Многочисленные исследования подтверждают, что музыка оказывает влияние на процессы в организме человека, меняет работу различных органов и систем, что благотворно влияет на здоровье человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство…» Чем раньше дети приобщаются к миру музыке, тем более музыкальными они становятся впоследствии.

Наиболее доступным и любимым видом деятельности дошкольников, благотворно влияющим на здоровье и психо-эмоциональную сферу ребёнка, является певческая деятельность в детском саду. Ведь каждый здоровый человек с рождения обладает уникальным «музыкальным инструментом» — голосом. И если бережно и грамотно подойти к совершенствованию и развитию этого «инструмента», то можно прийти не только к хорошему результату, но и укрепить здоровье человека. Известно, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни голоса, ни слуха.

 

Систематические занятия певческой деятельностью приводят ребёнка к умению экономно расходовать дыхание, расслабить зажатые лицевые мышцы, укрепить стенки кровеносных сосудов тех органов, которые участвуют в процессе пения. Звучание голоса только на 15-20 % уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой массаж может стимулировать и улучшить работу внутренних органов. Врачами практиками и учёными не раз доказано, что занятия пением улучшают язык и память ребёнка. При пении стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

На своих занятиях я использую различные комплексы артикуляционной гимнастики, состоящие из упражнений для развития дикции и артикуляции, которые помогают решать некоторые проблемы со звукопроизношением у детей.

  • Губной вибрант ( «Как гудит мотор машины?»)
  • Щелчки языком ( «К нам лошадки прискакали»)
  • Краткое произношение звонких и глухих согласных звуков ( «Ёжик фырчит. Паровозик пыхтит.»)
  • Пропевание гласных звуков. ( «Кукла поёт») и т.д

Так же развиваю дыхательную систему с помощью упражнений на дыхание:

  • Бесшумный вдох. Шумный выдох. ( «Погреем руки»)
  • Шумный вдох. Бесшумный выдох. ( «Удивление»)
  • Воздушный шар (Музыкальная игра М.Картушиной)

Скороговорки, заклички, весёлые кричалки, музыкальные речевки, способствуют не только развитию дыхательной и речевой системы, но и поднимают настроение детям улучшая их эмоционально-психическое состояние. Так и песни разного характера по разному влияют на состояние ребёнка. Например,

  • маршевые песни повышают активность;
  • колыбельные успокаивают, улучшают сон, нормализуют сердечную деятельность и кровяное давление;
  • совместное пение с ребёнком повышает внимание. сосредоточенность;

Важным условием в процессе певческой деятельности является то, в какой певческой установке и позиции находится ребёнок. Поэтому дети должны стоять спокойно, расслабив плечевой пояс и мимическую мускулатуру, спину держать ровно, руки опустив вдоль туловища. Категорически неприемлемо кричать во время исполнения, форсировать звук, поднимать плечи во время дыхания. Голосовой аппарат нужно тоже подготовить. Я предлагаю ребятам представить, что они, например, фокусники и, что сейчас изо рта у них появится шар. Или наш рот – это дупло, из которого выглядывает филин и поёт: «У-у». То есть у ребёнка сразу поднимается верхнее нёбо (позиция зевка) и голос звучит более округло и звонко. Благодаря этому мы сохраняем детские голосовые связки от напряжения и большой нагрузки, т.к. воспроизведение звука происходит не только за счёт голосовых связок, но и за счёт головных резонаторов. Так же для охраны и оздоровления детского голоса в своей работе я применяю такое упражнение, как гортанный скрип – «штро бас». Особенно полезно применять его после долгого пения, исполнения мелодии в высоком регистре, после сильной голосовой нагрузки. Скрип расслабляет голосовые связки, заставляя их вибрировать, очищает от скопившихся вредных веществ. Дети очень любят в игровой форме выполнять это упражнение.

Немаловажную роль играет и песенный репертуар, подобранный для исполнения детьми. Это любимые детские темы про животных ( «Весёлый жук», «Хомячок» и т.д.), детский сад, поход, природа, игрушки и т.п. Все упражнения, попевки и музыкальные комплексы проходят в игровой форме. Дети с большим интересом приобщаются к песенному творчеству, сочиняя коротенькие мелодии и музыкальные ответы на вопросы, что положительно влияет на их психо-эмоциональную сферу жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя практически все виды музыкальной деятельности дошкольников, не исключая пение. К ним относятся: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, речевые игры, исполнение песен.

Важно помнить о регулировании громкости и продолжительности музыки, звучания песни. Слишком громкое или продолжительное звучание вредно для здоровья, т.к. утомляет нервную систему, может вызвать усталость и раздражение.

Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение…доставляет поющему удовольствие,.. упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».

Итак, грамотные занятия пением улучшают ритм дыхания, снижают риск простудных заболеваний, стимулируют творческую активность, развивают воображение, расслабляют организм и мышцы лица, восстанавливают силы и даже нормализуют работу мозга.

Пойте сами, пойте с детьми, для детей и будьте здоровы!!!

Просмотров: 626
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Савалина Елена Борисовна. Конспект музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий «Музыка укрепляет здоровье наше»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Горькова Ольга Владимировна. «Формирование вокально – хоровых навыков у детей с ОВЗ (нарушение речи) в певческой деятельности».
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Кусенко Ольга Викторовна. Конспект дня здоровья по ОБЖ в подготовительной логопедической группе на тему: «Главное не только знать, но и в жизни применять»
  • Дёмкина Татьяна. «Здоровье ребёнка в твоих руках»
  • Мухамедшина Айгуль Назировна. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе (5-6 лет) Тема: 'Сохрани своё здоровье сам'.
  • Королёва Анна Викторовна, Семенцова Ольга Евгеньевна, Пастухова Наталия Алексеевна. Фестиваль казачьей песни: «Голоса родной степи»
  • Альмяшкина Нурия Маликовна. Статья «Окружающая среда и здоровье человека»
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Чернова Екатерина Михайловна. Влияние музыки на здоровье детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Заикина Тамара Геннадьевна. Влияние музыкального воспитания на эмоциональную сферу дошкольников.
  • Мушкетова Юлия Сергеевна. Родительское вобрание «Здоровье ребёнка в наших руках!»
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Боцман Елена Ивановна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Самое дорогое – моё здоровье»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Олеся Лохницкая. «Родительское собрание с элементами практикума в старшей группе «Здоровье ребёнка - основа его будущего»
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна, Соавтор: Бердникова Наталья Григорьевна. Консультации для родителей «Здоровье ребёнка в наших руках!»
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь