Значение певческой деятельности в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
В современном мире интерес к влиянию музыки на организм человека значительно вырос. Многочисленные исследования подтверждают, что музыка оказывает влияние на процессы в организме человека, меняет работу различных органов и систем, что благотворно влияет на здоровье человека. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство…» Чем раньше дети приобщаются к миру музыке, тем более музыкальными они становятся впоследствии.
Наиболее доступным и любимым видом деятельности дошкольников, благотворно влияющим на здоровье и психо-эмоциональную сферу ребёнка, является певческая деятельность в детском саду. Ведь каждый здоровый человек с рождения обладает уникальным «музыкальным инструментом» — голосом. И если бережно и грамотно подойти к совершенствованию и развитию этого «инструмента», то можно прийти не только к хорошему результату, но и укрепить здоровье человека. Известно, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни голоса, ни слуха.
Систематические занятия певческой деятельностью приводят ребёнка к умению экономно расходовать дыхание, расслабить зажатые лицевые мышцы, укрепить стенки кровеносных сосудов тех органов, которые участвуют в процессе пения. Звучание голоса только на 15-20 % уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой массаж может стимулировать и улучшить работу внутренних органов. Врачами практиками и учёными не раз доказано, что занятия пением улучшают язык и память ребёнка. При пении стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.
На своих занятиях я использую различные комплексы артикуляционной гимнастики, состоящие из упражнений для развития дикции и артикуляции, которые помогают решать некоторые проблемы со звукопроизношением у детей.
- Губной вибрант ( «Как гудит мотор машины?»)
- Щелчки языком ( «К нам лошадки прискакали»)
- Краткое произношение звонких и глухих согласных звуков ( «Ёжик фырчит. Паровозик пыхтит.»)
- Пропевание гласных звуков. ( «Кукла поёт») и т.д
Так же развиваю дыхательную систему с помощью упражнений на дыхание:
- Бесшумный вдох. Шумный выдох. ( «Погреем руки»)
- Шумный вдох. Бесшумный выдох. ( «Удивление»)
- Воздушный шар (Музыкальная игра М.Картушиной)
Скороговорки, заклички, весёлые кричалки, музыкальные речевки, способствуют не только развитию дыхательной и речевой системы, но и поднимают настроение детям улучшая их эмоционально-психическое состояние. Так и песни разного характера по разному влияют на состояние ребёнка. Например,
- маршевые песни повышают активность;
- колыбельные успокаивают, улучшают сон, нормализуют сердечную деятельность и кровяное давление;
- совместное пение с ребёнком повышает внимание. сосредоточенность;
Важным условием в процессе певческой деятельности является то, в какой певческой установке и позиции находится ребёнок. Поэтому дети должны стоять спокойно, расслабив плечевой пояс и мимическую мускулатуру, спину держать ровно, руки опустив вдоль туловища. Категорически неприемлемо кричать во время исполнения, форсировать звук, поднимать плечи во время дыхания. Голосовой аппарат нужно тоже подготовить. Я предлагаю ребятам представить, что они, например, фокусники и, что сейчас изо рта у них появится шар. Или наш рот – это дупло, из которого выглядывает филин и поёт: «У-у». То есть у ребёнка сразу поднимается верхнее нёбо (позиция зевка) и голос звучит более округло и звонко. Благодаря этому мы сохраняем детские голосовые связки от напряжения и большой нагрузки, т.к. воспроизведение звука происходит не только за счёт голосовых связок, но и за счёт головных резонаторов. Так же для охраны и оздоровления детского голоса в своей работе я применяю такое упражнение, как гортанный скрип – «штро бас». Особенно полезно применять его после долгого пения, исполнения мелодии в высоком регистре, после сильной голосовой нагрузки. Скрип расслабляет голосовые связки, заставляя их вибрировать, очищает от скопившихся вредных веществ. Дети очень любят в игровой форме выполнять это упражнение.
Немаловажную роль играет и песенный репертуар, подобранный для исполнения детьми. Это любимые детские темы про животных ( «Весёлый жук», «Хомячок» и т.д.), детский сад, поход, природа, игрушки и т.п. Все упражнения, попевки и музыкальные комплексы проходят в игровой форме. Дети с большим интересом приобщаются к песенному творчеству, сочиняя коротенькие мелодии и музыкальные ответы на вопросы, что положительно влияет на их психо-эмоциональную сферу жизни.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя практически все виды музыкальной деятельности дошкольников, не исключая пение. К ним относятся: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, речевые игры, исполнение песен.
Важно помнить о регулировании громкости и продолжительности музыки, звучания песни. Слишком громкое или продолжительное звучание вредно для здоровья, т.к. утомляет нервную систему, может вызвать усталость и раздражение.
Врач-фониатр Е.И. Алмазов: «Пение…доставляет поющему удовольствие,.. упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».
Итак, грамотные занятия пением улучшают ритм дыхания, снижают риск простудных заболеваний, стимулируют творческую активность, развивают воображение, расслабляют организм и мышцы лица, восстанавливают силы и даже нормализуют работу мозга.
Пойте сами, пойте с детьми, для детей и будьте здоровы!!!
|