Заикина Тамара Геннадьевна. Влияние музыкального воспитания на эмоциональную сферу дошкольников.

Влияние музыкального воспитания на эмоциональную сферу дошкольников.

Подготовила: Заикина Тамара Геннадьевна муз. руководитель МБДОУ детского сада №5 «Жар-птица» г. Брянска

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.

В.А. Сухомлинский

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве, то она может прозвучать так: влюбить детей в хорошую музыку. Ее решению подчинены задачи обучения детей различным видам элементарной музыкальной деятельности, формированию у них музыкальных способностей и основ высокого музыкального вкуса, а также многие другие, собственно музыкальные и связанные с общим психологическим развитием.

 

Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики — интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее определяющим влиянием происходит формирование у детей высших психологических функций, поведения, личности в целом.

По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Педагоги должны стремиться развить в ребенке и то и другое. К сожалению, они чаще всего пренебрегают эмоциональным воспитанием и отдают предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. Еще на девятой московской конференции по музыкальному воспитанию советский ученый-математик, профессор Г.Суворов отмечал разрыв, который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональным воспитании подрастающего поколения. «Опасность в том, что машины начнут думать!» — подчеркнул он в своем выступлении. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» (Д. Б. Кабалевский). Несомненно, ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов художественной деятельности, начинает по-новому рассматривать свое «Я», свое собственное поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и окружающий мир.

Огромную роль в развитии эмоциональной сферы играет искусство – явление прежде всего эмоциональное по самой своей природе. В наивысшей степени это относится к музыке, которая, по замечательному определению профессора В.В. Медушнского, является модель человеческий эмоций.

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» (И. А. Ветлугина).

Особенность музыки как искусства, состоит в том, что отражает не только простые, но и очень сложные эмоции. Ребенка надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкально-художественных образов, а значит дать возможность их пережить.

Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающий положительный эмоциональный отклик у ребенка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

На музыкальных занятиях музыка воспринимается детьми через разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность.

Эмоциональная отзывчивость—это одна из главных музыкальных способностей. По определению Б.М. Теплова «эмоциональная отзывчивость на музыку — это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению».

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей становиться более устойчивым. Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их эмоциональное состояние.

Музыка очень близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается ее сила воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Нет детей равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих чувствах. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с эмоциональным развитием, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Важно проводить словесное определение настроение музыки. Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо использовать стихотворения, иллюстрации, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ.

Хорошо использовать на занятиях:

  • эмоциональные открытки в форме цветка, выражающего цветом и формой чувства как: взволнованность, печаль, радость
  • мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, веселость, спокойствие
  • цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: восторг, радость, грусть
  • клоунов настроения с разными выражениями лица: грустный, веселый, удивленный.

Слушая музыку нужно предложить ребенку самостоятельно определить по картинке настроение музыкального образа.

Природная активность ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучание музыки.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для детей с неустойчивой нервной системой. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства.

В этом возрасте дети очень любознательны. Они с большим желанием познают окружающий мир. Театральная, игровая деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка.

В театральной игре расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развиваются память, мышление, восприятие и воображение; активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи и выразительность. Также совершенствуется моторика, координация, развиваются поведенческие навыки, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. А самое главное – игры необыкновенно эмоционально насыщенны. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей. Они становятся более раскрепощенными, общительными, учатся тоньше чувствовать окружающий мир.

И все то, что дети узнают в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Совместное восприятие музыки может быть выражено в пении ребёнка для своих родителей, в совместном исполнении танцев и песен, и разумеется в слушании музыки. Если взрослые заинтересованно слушают музыку и высказывают, своё отношение, объясняя свои ощущения, это не проходит бесследно для ребенка: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его кругозор.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что музыка является одним из главных источников формирования эмоциональной сферы детей-дошкольников. Она способствует появлению позитивных эмоций и чувств, что необходимо для гармоничного развития личности детей.

Музыка – волшебница, она способна объединить усилия педагогов и родителей, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармонического развития личности ребенка.

Просмотров: 411
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему детям необходимо слушать классическую музыку?»
  • Пирогова Ирина Джемильевна. Формирование эмоциональной отзывчивости при слушании музыки с детьми раннего возраста
  • Хасанова Луиза Ахуновна. Развитие эмоциональной сферы у детей посредством музыкальных игр
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Шмелева Людмила Викторовна. Конспект доминантного занятия по восприятию музыки с детьми подготовительной группы «В мире музыки»
  • Кондратова Элеонора Владимировна. Конспект музыкального занятия «Природа и музыка» для детей подготовительной группы детского сада 5-6 лет
  • Басова Ольга Александровна. Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Шагалова Анна Анатольевна. Статья «Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Пличко Маргарита Юрьевна. Конспект музыкального тематического занятия, посвящённого международному Дню Музыки «Наполним музыкой сердца»
  • Индирчиева М. А.. Конспект Интегрированной познавательно-художественной деятельности, окружающий мир, музыка в средней группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Коляда Анастасия Павловна. Антонио Вивальди цикл «Времена года». Рисуем музыку.
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Копылова Елена Ивановна. «Музыка – как средство воспитания патриотических чувств дошкольного возраста»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Шандыба Юлия Валерьевна. Сценарий музыкально – художественной и познавательной деятельности по образовательным областям «Музыка», «Познание». Тема: «Весёлый Новый год».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь