«Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна...» Д. Шостакович
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всестороннего и гармонически развитого человека.
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, становятся источником и средством воспитания.
Палитра музыки богата, ее язык гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она великую гармонию природы. Сочетая выразительную, яркую мелодию, гармонию, ритм, композитор выражает свое мироощущение, свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются те, кто воспринимает их.
Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а так же пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.
Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.
Ребенок реагирует на мелодическое пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своего существования. У него проявляется способность к практическим действиям – подстраиваться к певческим звукам, приплясывать под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп. Следуя за взрослым, он начинает воспроизводить мелодию, постепенно становится «творцом» — может сочинять несложную песенку.
В саду, под руководством педагога-музыканта ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая жужжащего шмеля, хитрую лису или неуклюжего медведя.
Все более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки. Они узнают произведение по его фрагментам, отличают вокальную и инструментальную музыку, различают их жанры. У детей накапливается запас любимых произведений, их они запоминают, просят повторить исполнение.
Диапазон нравственного воздействия музыки намного шире. Когда мы знакомим дошкольников с бессмертным сочинением П. И. Чайковского «Времена года», мы прививаем детям любовь к родной природе, вызываем эмоциональный отклик. Прослушав «Осеннюю песнь. Октябрь», воспитанница подготовительной группы Катя Р. сказала, что музыка очень красивая, но немного грустная, потому что слушая ее, она представила, что сидит дома у окна, льет сильный дождь, и мама еще не пришла с работы. Другой воспитанник Толя Ш., после слушания «Рождество. Декабрь» сказал, что представил, как он с мамой наряжает елку в гостиной, на окно прилипли красивые снежинки, и в доме вкусно пахнет пирогом. Не это ли яркое подтверждение тому, что музыка учит детей сопереживать, вызывает многогранные эмоции в маленькой душе!
Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое физически дает ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом – важная предпосылка формирования действительно прекрасного во всех отношениях человека!
|