Автор проекта: Суржок Марина Эдуардовна
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)
Тип проекта: творческий
Место реализации: детский сад «Кораблики»
Вид деятельности: познавательный.
По форме реализации: групповой.
Форма представления: концерты, занятия
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста детского сада «Кораблики»; воспитатели; музыкальный руководитель;
Возраст детей: 4-6 лет.
Пояснительная записка
Актуальность и востребованность педагогического проекта «Путешествие в прекрасное» обусловлена следующими факторами.
Объективные факторы:
- Государственная политика в области образования на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей.
- Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (Изобразительной, музыкальности и др.)
Субъективные факторы:
- реализуемая образовательная программа, в качестве основного подхода к реализации содержания предусматривает именно деятельностный подход. Проект предусматривает постоянную, насыщенную, активную развивающую деятельность.
- дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, я хочу восполнить недостаток информации по этому вопросу, а также вызвать интерес к высокохудожественной музыке.
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, создание у детей мотивации заниматься музыкой.
Гипотеза проекта:
Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно:
- развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки
- выработать более совершенные умения и навыки исполнительства
- расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально * ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Задачи проекта:
- расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
- развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов.
- побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности
- познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами.
- создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки
- формировать единый детско-взрослый коллектив
В данном проекте присутствует элемент новизны, который заключается в следующем: в интеграции педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки других видов деятельности. Технология интеграции зрительного и слухового восприятия повышает познавательный интерес дошкольников, помогает развивать музыкальную память, слух, воображение, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Этапы реализации проекта
Этапы
|
Направления работы
|
Содержание
|
Сроки
|
1 этап
организационный
|
Создание
творческой
группы
|
Определение целей и задач проекта. Изучение уровня знаний и приоритетов детей и родителей по классической музыке
|
сентябрь 2019 год
|
2 этап
подготовительный
|
Создание развивающей среды
|
1.Составить перспективный план мероприятий.
2. Подобрать материалы, игрушки, инструменты, портреты композиторов, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, видеоматериал, художественная литература по теме. 3. Подготовить материал для продуктивной деятельности.
|
сентябрь 2019 год
|
3 этап
практи-
ческий
|
Серия занятий
по слушанию
музыки
|
Тематические занятия цикла «Путешествие в прекрасное» проводятся один раз, в четвертую неделю месяца.
Средняя группа
«О чём рассказывает музыка»
месяц
|
Тема
|
Сентябрь
|
Осень в гости к нам пришла
|
Октябрь
|
Такие разные песни
|
Ноябрь
|
Как может музыка рассказывать без слов
|
Декабрь
|
Колыбельная песня в творчестве Свиридова Г.В.
|
Январь
|
Зимушка-зима
|
Февраль
|
Мир игрушек
|
Март
|
Разноцветное настроение
|
Апрель
|
Весна
|
Май
|
В лесу
|
Старшая группа
«Музыка рассказывает о природе»
месяц
|
Тема
|
Сентябрь
|
Музыка и природа
|
Октябрь
|
Времена года – Осень (Вивальди,Чайковский, Шопен)
|
Ноябрь
|
Творчество Бетховена
|
Декабрь
|
Зима пришла (Вивальди, Кюи, Шуман)
|
Январь
|
Времена года – Зима (Чайковский, Вивальди, Ребиков)
|
Февраль
|
Сен-Санс «Карнавал животных»
|
Март
|
Времена года – Весна (Чайковский, Глинка,Штраус)
|
Апрель
|
В гостях у Моцарта
|
Май
|
Римский-Корсаков. Живописец моря
|
Подготовительная к школе группа
«Сказка в музыке живет»
месяц
|
Тема
|
Сентябрь
|
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»
|
Октябрь
|
Прокофьев «Петя и волк»
|
Ноябрь
|
«Сказочные персонажи в творчестве Э. Грига»
|
Декабрь
|
П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»
|
Январь
|
П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»
|
Февраль
|
П.И. Чайковский балет «Спящая красавица»
|
Март
|
Римский-Корсаков «Снегурочка»
|
Апрель
|
Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»
|
Май
|
Римский-Корсаков «Садко»
|
|
сетябрь 2019 по май 2020
|
4 этап
Завер-шающий
|
Сравнительный анализ музыкального
развития детей в
начале и в конце
проекта
|
Заключительный мониторинг
|
май 2020 года
|
Предполагаемый результат:
•дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
•более глубокими и содержательными становятся высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами;
•дети смогут самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
•находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов;
• различать на слух и давать название музыкальных произведений, авторов музыки;
•определять характер музыки, передавать словами возникший образ от прослушанного произведения, отражать свои впечатления в рисунке, движении, пластике;
Коммуникативные навыки:
•получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым, стремление к такой деятельности;
•преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
•адекватная самооценка, статус в группе;
•Различие и называние музыкальных инструментов, умение о них рассказать;
•Участие в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
Предполагаемые продукты
- Конспекты занятий по теме «О чём рассказывает музыка», «Музыка рассказывает о природе», «Сказка в музыке живет»;
-видеотека мультфильмы с классической музыкой
-коллекция видеофрагментов с классической музыкой
- портреты композиторов
- Иллюстрации по темам
- наборы инструментов для озвучивания музыки
- атрибуты к музыкально-ритмическим играм, танцам, инсценировкам
-консультации для педагогов и родителей
-сценарии праздников и развлечений с использованием классической музыки.
Материально-технический ресурс
Ноутбук;
Диски с классической музыкой, видеофильмами, музыкальными сказками;
Видеосюжеты, иллюстрирующие музыку;
Проектор
Экран
Портреты композиторов
Музыкальные инструменты
Иллюстрации
Репродукции для слушания музыкальных произведений
Программно-методические ресурсы:
1. Программа «Детский сад 2100»
2.Куревина О.А. «Путешествие в прекрасное»
3. Программа " Музыкальные шедевры" О. П. Радынова
4. Буренина А. И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: «Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста». – СПб.: РЖ
5. Материалы по теме из интернет-ресурсов:
- Оспенникова Е.Л. Музыкально-познавательный творческий проект «Звук
волшебник»
- Проект ГБОУ детского сада № 1530 «Классическая музыка в детском саду»
- Яковлева З.М проект «Сказка в музыке»
- Жандарова И.Д., Педагогический проект «Классическая музыка в детском саду»
- А. Пушкарева. Проект по музыке «Классическая музыка в детском саду»
|