Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар- особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент детский голосок? Как сделать так, чтобы встреча с песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. А это значит, песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность. Однако пение это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний.
- Сам по себе вокал — уникальное средство самомассажа внутренних органов. Дошкольный возраст- самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса особенно у детей с ОВЗ. И цель, которую я ставлю перед собой это-РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО — ХОРОВЫХ НАВЫКОВ у детей с нарушением речи. И моя задача — ненавязчиво, игровыми методами научит детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности. И пусть даже если в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь как Карузо, моя задача сейчас сделать так, чтобы песня помогла им раскрепостится и улучшить речь. Ведь в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Поэтому я решила, что важность вокально-хоровой работы, как, никогда актуальна для нашего детского сада. Осуществляя свою музыкальную деятельность, я столкнулась с рядом проблем, одной из которых является то, что у детей наблюдаются отставания от возрастных норм в развитии певческих навыков.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА
- РАЗЛИЧАЮТ ЗВУКИ ПО ВЫСОТЕ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ДИНАМИКУ, СМЕНУ ТЕМПОВ, УКРЕПЛЯЕТСЯ ВОКАЛЬНО- СЛУХОВАЯ КООРДИНАЦИЯ
- ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ ХРУПКИЙ, НЕЖНЫЙ
- ГОРТАНЬ В 2 — 2,5 РАЗА МЕНЬШЕ, ЧЕМ У ВЗРОСЛОГО, ЗВУК ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ
- ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ ТОНКИЕ, КОРОТКИЕ
- ПРЕОБЛАДАЕТ ГОЛОВНОЙ РЕЗОНАТОР
- ОТСУТСТВУЕТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ МЕЖДУ РАБОТОЙ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ
Очень часто я сталкиваюсь с проблемой нарушения речи, в связи с этим ребенок не может в полной мере владеть голосовым аппаратом. Поэтому пришлось искать новые, более эффективные и интересные формы по развитию певческих навыков у детей с нарушением речи, такие как: методика Виктора Владимировича Емельянова и логоритмика. Ведь именно они как я считаю, могут помочь ребенку укрепить и развить свою речь, и именно на эти методики я и опираюсь в своей работе.
Методика Виктора Владимировича Емельянова. Это- Фонопедический метод развития голоса
Методика называется фонопедической благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности. Фонопедическом метоед развития голоса обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребенку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. И вот одно из распеваний, которое я использую на музыкальных занятиях.
Распевание по системе Емельянова.
Жил был язычок, проснулся язычок утром рано и пошел чистить зубки. (чистим по кругу в одну и другую сторону) Почистил зубки и пошел завтракать. А на завтрак у него была капуста. (шинкуем капусту, маленький, большой язычок)
Позавтракал посмотрел в окно, в право, в лево, вниз, вверх. (протыкаем язычком, щеки и губы.) Вышел язычок на улицу сел на машину и поехал в детский сад. (брррр едем на машине).
И конечно же после разогревания голосового аппарата мы поем песни и играем в логоритмические игры. И это второй метод, который позволяет эффективно преодолевать речевые нарушения,
путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмитмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Я считаю, что логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логоритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д
Таким образом, с помощью логоритмики развивается речедвигательная функции дошкольников. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.
Конечно работа с такими детьми должна проходить в тесной взаимосвязи со специалистами, и с родителями и тогда из того зернышко которое мы посеяли, вырастит крепкий и красивый плод.
|