Музыкальный руководитель, МБДОУ ЦРР дс Колокольчик Г. Абакан
Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его различный. Кроме того, как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию.
По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пение. В пении успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего, высотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности -эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Начинать формировать музыкальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст — самое благоприятное для этой работы время. Ни для кого не секрет, что пение является одним из самых любимых деть детьми видов деятельности, которые способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка его социализация. Об этом мы хорошо знаем, однако зачастую относимся где адскому пению формально, забывая о том, что ребёнок при пении должен испытывать удовольствие, а не дискомфорт, что пение должно быть для него естественным не доставляющим напряжения процессом. Такое легкомысленное отношение к соблюдению голосового режима у наших подопечных приводит к усталости и голосового аппарата, а порой и заболеванием голосовых связок, общему плохому самочувствию ребёнка, снижение его интереса к пению. Какой же выход из этой ситуации? Выход один- заниматься постановкой детского голоса.
К сожалению, в сегодняшней практики музыкального воспитания, педагоги почти не занимаются постановка певческих голосов детей –школьников, но я изучив специфику учебно-воспитательной работы в певческих коллективах Л. Шаминой и С.Браз и адаптировав её к дошкольному возрасту я создала на базе своего ДОУ вокальную студию для развития певческих навыков и творческих способностей детей.
Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи: развивать интерес детей к музыкальному искусству; обогащать их музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; стимулировать к поиску яркого, выразительного пения; сохранять и развивать естественное, данное к поиску яркого, выразительного пени; сохранять и развивать естественное; данное самой природой звучание детского голоса. Затем были разработаны календарный план- программа и перспективный план вокальной работы на год.
Перед тем как приступать к вокальный работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные слегка оттянуты назад плечи, свободно опущенные или лежащие на коленях руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Занятия начиная с легкой разминки, в которой задействованы плечи, руки, шея. Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Объясняю им, что нужно разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дальше все происходит форме игры. Дети должны представить, что в руках у каждого из них –роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети тихо произносят: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», на мгновение задерживаем дыхание от удивления пробиваем «фа», «соль» первой октавы на гласный «а». Я слежу за тем, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.
Типичные для детей недостаток- поверхностное не глубокая дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается поднимание плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы. Поэтому я учу детей с младшего возраста пропивать фразу на одном дыхании. Далее проводится работа над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над дикцией проводится с помощью пяти-семиминутного массажа- он помогает снять возможные мышечные зажимы, сделать мышц речевого аппарата свободными и эластичным. Самоконтроль перед зеркалом зрители зрительно усилит эффект психологического настроя надо мышечную свободу.
После массажа можно переходить к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой жёсткой артикуляции. В основе тренинга лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» -губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; насчёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов, верхние зубы тоже касаются нижней губы.
Освоение музыкальный речи- одно из необходимых условий вокальный работаы, вытекающие из органического единства музыки слова. Хорошая и правильная речь, несущий определённую мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Подача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учиться высоко и выразительно говорить. Все содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения, развивающие речевое и певческая дыхание, развивающие игры с голосом, речевые зарядки, ключевые игры и упражнения, ритмодекламация.
Их цель состоит в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведение музыкальных звуков, сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.
Дикция определяется как произношение, манера выговаривать слова. Вокальная дикция отличается от речевой, прежде всего тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропивать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхание гласные звуки, на которых, собственно и происходит фонация. При этом громко при этом огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлён к верхнему небу. Даже в свободном состоянии словно прилипает к нему. В пении, наоборот, необходимо, чтобы язык упирался в корни нижних и передних резцов и действовал синхронно с нижней челюстью как единое целое. Такое постоянно закреплённое положение языка организует речевой аппарат.
Гласные лучше тренировать на «тёплым выдохе» порядок произнесения гласных звуков таков: И,Э,О,У,Ы,Е, Я, Ё, Ю. Следует произносить каждый звук в сочетание с гласными, сначала беззвучно потом слух. Тренировку согласных следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь.
Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть. При пении сидя, усаживаю детей на стул так, что бы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидеть надо на половине стула, спину держать прямо, руки должны легко и спокойно лежать на коленях, голову следует держать прямо.
Среди всех певческих навыков, особенно важным является звукобразование. Петь следует естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. Использую следующие методические приемы: пение «эхом», «по секрету», с закрытым ртом.
При разучивание песни важно, чтобы дети понимали то, о чем поют, представляли себе характер произведения, Высказывали свое мнение о нём. Разучивание песни традиционно происходит в три тапа. На первом этапе педагог знакомить детей с песней, на втором- разучивает с детьми музыкальный материал путём показом включения в игровых ситуаций. Третий этап завершающий -закрепления выученного материала.
Завершает вокальные занять игра, которая естественно включает ребёнка процесс познания музыки, активизирует такие важные процессы, как молодцы, внимание, память интеллект.
В игре эмоциональности выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка.
Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становится активным участием игры, то оставаться лишь наблюдателем, не влияющим на игровой процесс и в тоже время «держащим руку на пульсе».
|