Вассина Людмила Андреевна Музыкальный руководитель ГБДОУ №1 Г. Санкт-Петербург, Колпинский район
Все начинается с детства. В. Сухомлинский. С детского сада и надо развивать эмоциональную сферу ребенка и одним из мощных средств воздействия на духовную сферу является музыка.
«Запоют дети-запоет весь народ» писал К. Д. Ушинский.
Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится числу тех видов музыкальной деятельности в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, обогащаются эмоциональные переживания ребенка»
В современной психолого-педагогической литературе подчеркивается важность и необходимость раннего музыкального развития ребенка, обеспечивающего полноценное умственное развитие. Исследования подтверждают, что отсутствие музыкальных впечатлений в детском возрасте негативно отражаются на формировании эмоциональной сферы, на развитии воображения и фантазии.
Скачать конспект
Надо все время помнить, что именно голос является одним из проявлений жизненной силы, энергии и здоровья детей. Доказано, что пение гармонизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем организма.
- способствует развитию музыкальных способностей
- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что активизирует внимание, улучшает настроение
- развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте
- расширяет диапазон голоса, что содействует выразительности речи и пения.
- создает самые благоприятные условия, для формирования общей музыкальной культуры
Кроме того, пение освобождает человека от негативных эмоций, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости.
Особенности детского голоса:
Детский голос сильно отличается от голоса взрослого. У детей дошкольного возраста голос еще не сформирован, голосовая мышца у дошкольников еще
не сформирована, поэтому голос ребенка еще слабый.
Певческий аппарат в раннем дошкольном возрасте анатомически и функционально еще только начинает складываться, певческого звучания еще нет, дыхание короткое, но в то же время ребенок охотно включается в пение взрослого, подпевая окончание фраз. На втором году жизни дети уже начинают произносить и нараспев подпевать за музыкальным руководителем отдельные звуки, окончания музыкальной фразы. Стимулирование звукоподражаний является одной из предпосылок развития у детей
певческих интонаций. Решить эту задачу помогают песни, потешки, понятные детям. Основным методом формирования певческих проявлений детей на этом этапе является подражание пению взрослого. На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки, к трем годам ребенок можем спеть несложную песенку целиком. Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию песни. Повторяя песню несколько раз, педагог предлагает наиболее активным ребятам подпевать ему, можно также предложить активным детям спеть песню соло, что дети делают с удовольствием, даже если у них не все получается. Важная задача при обучении детей пению – это раскрыть содержание песни каждому ребенку. Научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также научить радовать других своим пением.
Характеристика певческого репертуара Большое внимание следует уделять подбору детских песен, песни должны быть несложными, мелодичными, образными, понятными для детей.
Удобным для дыхания, небольшого диапазона, для детей 2-3 лет рекомендуемый диапазон: ре-ля первой октавы.
Репертуар должен соответствовать физиологическим вокальным и возрастным особенностям детей. Основным принципом изучения любого музыкального материала является направление – от занимательности к углублению знаний.
У детей раннего возраста большую пользу для развития певческого голоса и речи приносит использование детского фольклора: пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки. Эти забавы передаются из поколения в поколение, от родителей к детям, знание их необходимо всем: родителям, педагогам, детям. В детском фольклоре безгранична сила доброжелательного слова, добрый тон потешки вызывает положительный отклик у малыша, он с удовольствием подпевает эти песенки.
Знакомство с песенкой, потешкой.
Во время первого исполнения песни хорошо использовать игрушки, картинки, помогающие раскрыть содержание песни.
Обучение детей пению должно быть радостным, увлекательным и понятным.
Чтобы вызвать у детей желание петь, нужно использовать разнообразные методические приёмы: создать игровую ситуацию, рассказать стишок или потешку, использовать зрелищные и сюрпризные моменты, показать иллюстрацию или картинку, использовать метод подражания.
Например, знакомя детей с песней «Петушок», включить фонограмму-запись голоса петушка: «Ку-ка-ре-ку» Спросить у детей: «: Ребята, кто это кричит,
кто к нам в гости спешит?»
Можно рассказать потешку про петушка, рассмотреть петушка, предложить кому-нибудь из детей быть петушком, надеть на ребенка шапочку петушка, посадить на стульчик, как будто петушок спит и предложить детям разбудить Петушка, дети могут громко прокричать: «Ку-ка-ре-ку»
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Всё детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет.
Например, знакомя детей с песней «Вышла курочка гулять», можно спросить у детей как курочка зовет своих цыпляток? «Ко-ко-ко» На следующем занятии предложить детям стать цыплятами и погулять вместе с курочкой, роль которой может исполнить воспитатель. Дети ходят по залу, подпевая песню выполняя движения по показу воспитателя.
Здесь мы используем принцип «Делай как я» Для возникновения интереса к песне необходимо сделать показ песни интересным. Можно исполнить песню на металлофоне.
«Дождик, дождик, кап-кап-кап, мокрые дорожки Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки»
Создавая игровые ситуации, детям намного интереснее включаться в процесс разучивания песни, потешки.
Формирование певческих навыков
При обучении пению необходимо развивать певческие навыки:
- формирование и развитие навыков певческой интонации
- формирование и развитие навыков певческого дыхания
- формирование и развитие дикции
Начинаем формирование певческих навыков с простых протяжных попевок.
Кто мяукал у дверей? — «Мяу-мяу»
Открывайте поскорей! — «Мяу- мяу»
При звукообразовании надо обращать внимание на правильное формирование гласных звуков. Обучая детей пению, надо учить хорошо раскрывать рот, стараться петь протяжно, следить за этим, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик. Педагог пропевает долгие звуки «Мяу» и просит детей помочь ему. Дети с удовольствием соглашаются.
Процесс обучения пению должен быть последовательным, от простого к сложному, т.е. от постепенного «впевания» сначала двух, потом трех звуков и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.
То, что детям трудно, не приносит им пользы, удовольствия, звучит напряженно, крикливо, фальшиво.
С детьми раннего возраста в игровой форме начинаем работать выработкой певческого дыхания, так ка певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Для этого придумываем различные образы: как звучит пчелка «Ж» как сердится кошечка «Ф» как поет сова «У-у-у» Можно предложить детям накачать шины у машины «Ш-ш-ш», изображая эти движения руками, полетать на самолете: «Самолет летит, самолет гудит, у-уу-у, я лечу в Москву» Можно предложить детям подуть на одуванчик, перышко, снежинку и т.д.
С детьми раннего возраста большое внимание уделяется работе над дикцией.
Дети часто не понимают смысла слова, поэтому произносят его неправильно, а, следовательно, и неправильно будут его петь. Необходимо разъяснить
значение непонятных детям слов, научить их правильному произношению.
В работе с детьми раннего возраста можно используются и обучающие приемы. Например, привлекая внимание к мелодии, педагог поет песню 2—3 раза, проигрывая на инструменте только мелодию, и предлагает детям петь вместе с ним.
Детям раннего возраста трудно петь в общем темпе. Одни могут петь медленно, а другие могут торопиться. Поэтому надо постоянно следить за этим, приучая детей к коллективному пению. Необходимо упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню. Учить детей петь дружно, не опережая друг друга и не отставая. Учить слышать друзей, которые поют с тобой одну песню.
Перед началом пения музыкальный руководитель может напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «спинка-тростинка»
Мы проверим спинку, Спиночку-тростинку Вот она какая- Спиночка прямая!
М. Картушина
Во время обучения пению необходимо слышать каждого ребенка. Подбадривать и поощрять детей, тем самым ободрять и укреплять веру в свои силы. Хорошо поющим детям можно предложить спеть небольшой группой, наградить аплодисментами. С интонирующими неточно позаниматься отдельно.
Встреча с песней, общение с ней окрашивает жизнь ребенка яркими положительными эмоциями. Она оказывает воздействие на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры в яркой, образной, занимательной форме. Пение хором объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.
|