Авторы: Казак И.Н., воспитатели п. Чернянка 2019 год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области
Паспорт маршрута
Содержание маршрута: Образовательный, информационно-оздоровительный маршрут с посещением достопримечательностей п. Чернянка
Вид маршрута: поход выходного дня; кольцевой.
Продолжительность: однодневный (3 часа, 9.00- 12. 00)
Протяжённость: 5 км
Участники маршрута: клуб «Дружная семейка» -дети 5-6 лет, родители, воспитатели.
Район маршрута: Окрестности микрорайона «Северный» в п. Чернянка, Белгородская область.
Скачать конспект маршрута
Подробная нитка маршрута: МАДОУ «Солнышко» — село Морквино- водозаборная станция- «Мельница купца Маркова» -песчано- глиняный карьер- Сосновый бор- МАДОУ «Солнышко».
Способ передвижения: Пеше — велосипедный. Велосипеды для взрослых оборудованы специальными креслами для детей.
Условия проведения: у всех туристов должны быть удобная одежда по сезону, головной убор, удобная обувь, рюкзак с запасом воды и небольшим количеством продуктов. Все туристы должны быть проинструктированы.
График движения:
9:00- Сбор во дворе детского сада
9:15-9: 30 Пункт «Село Морквино»
9:30-9. 45 Пункт «Плотина реки Оскол»
9:45-10: 35 Привал (активный отдых, обед)
10: 35-10: 50 Пункт «Мельница»
10: 50-11: 00 Пункт «Глиняно- песчаный карьер»
11: 00-11. 15 Движение туристов вдоль реки к мосту, подъем к сосновому бору.
11. 15-11. 30 Пункт «Сосновый бор»
11. 30-11. 40 Возращение к пункту отправки МАДОУ «Солнышко»
12. 00 – ритуал прощания
Актуальность маршрута:
Вырастить ребенка — сильным, здоровым, крепким – это естественное желание каждого родителя и одна из ведущих задач МАДОУ «Солнышко».
Известно, что семья влияет на воспитание ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи существуют свои традиции проведения выходных дней.
Но иногда родители забывают о пользе свежего воздуха и движения для организма ребёнка.
Анкетирование родителей показывает, что в выходные дни 53 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 21%; 15 % занимаются изобразительной деятельностью и настольно-печатными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 11% семей активно отдыхают на природе.
Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, было предложено организовать маршрут выходного дня.
Считаем, что совместные путешествия вместе с родителями и педагогами, общие переживания от увиденного и услышанного, через коллективное познание и исследование окружающей реальности, позволят нам воспитать ребенка-гражданина, обладающего развитой познавательной активностью.
Чтобы лучше узнать историю микрорайона, на территории которого расположен МАДОУ «Солнышко», предложили родителям создать совместный «Маршрут выходного дня». Через прогулку доступно изучение истории, культуры и географии родного уголка.
Чем больше узнаёшь свой край, его историю, тем сильнее начинаешь любить и ценить каждый уголок. Чтобы почувствовать, увидеть и ещё больше насладиться красотой родной природы, надо просто совершать путешествия по тропинкам любимых маршрутов!
Поселок Чернянка с каждым годом становится больше и краше- это видят и ценят его коренные жители. С историей возникновения поселка, уточнение достопримечательностей малой родины можно познакомиться в краеведческом музее «Далёкое и близкое», где представлены интересные тематические экспозиции.
Но увидеть, где и как это было- вот самое познавательное и интересное.
Пройти, а часть пути проехать на велосипедах по значимым историческим местам, улицам микрорайона в котором мы живем –это совершенно уникальный маршрут!
Цель: Знакомить участников образовательных отношений с достопримечательностями малой родины, воспитание уважения и интереса к родному краю через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями, обучение туристическим навыкам и правилам организации досуга детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать предпосылки — здорового образа жизни (кислород воздуха — ангел-хранитель здоровья детей, движение – это жизнь);
- Повысить познавательный интерес к изучению культурного наследия нашего поселка.
- Формировать представления о достопримечательностях микрорайона и близлежащего поселения;
- Воспитывать любовь и чувство гордости за поселок, в котором живем.
Предварительная работа с детьми:
- Рассказ – беседа об организации походов: кто может ходить в походы, куда можно организовать поход, как к нему подготовиться, как надо себя вести и почему, какую одежду надеть, какие предметы взять.
- Демонстрация презентации «Где мы побываем, что мы повидаем».
- Заучивание речёвки.
- Дидактические игры: «Что понадобится в походе» «Растения нашего края», «Правила поведения у водоема»
Совместная подготовка с родителями:
- Анкеты для родителей «Мини-блиц опрос».
- Тетрадь «Чем занять ребёнка дома?» с советами, фотографиями и отзывами родителей.
- Продумывание и изучение маршрута движения.
- Осмотр поляны для отдыха (привала).
- Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.
Оборудование: спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой) — спортивный инвентарь: — атрибуты для игр; — влажные салфетки; — схема маршрута; — карточки с изображением знаков разрешающих и запрещающих данное поведение в лесу; — рюкзаки с водой и сухпайком.
Взаимодействие воспитателей:
- Воспитатели создают условия для формирования заинтересованности родителей.
- Помощь в организации маршрута.
- Анкетирование родителей.
Техническое описание маршрута
Отправной точкой маршрута станет МАДОУ «Солнышко». Он расположен в 2 –х километрах к северу от центра населенного пункта.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые туристы! Сегодня, мы предлагаем вам отправиться в необычное путешествие. А каким другим словом можно заменить слово «путешествие»? (Поход). Каждый из вас знает, что в поход отправляются те, кто не боится дальних дорог, кто с нетерпением ждёт новых встреч с солнцем, ветром, костром, интересными значимыми местами. А как называют таких людей? (Туристы). Перед началом трудной дороги давайте повторим речёвку.
В. Кто шагает с рюкзаком?
Дети и родители: Мы, туристы.
В. Кто со скукой не знаком?
Дети и родители: Мы, туристы.
В. Кто в дороге целый день?
Дети и родители. Мы, туристы.
В.Кто не знает слова лень?
Дети и родители. Мы, туристы.
В. Эй! Ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Дети и родители. Песню, ложку и рюкзак!
В.И так, туристы готовы?
Все отвечают. Готовы!
(Фотография группы туристов на память)
Картографический материал (Схема маршрута)
Маршрут пролегает вдоль автомобильной трассы на север в сторону села Морквино, который будет следующим пунктом пути. По центральной улице проходит трасса областного значения. В настоящее время для машин большой грузоподъемности построили объездную дорогу. Но движение все равно большое. В целях безопасности маршрут проложили по улице Набережной.
Покидая Чернянку, минуя мостик, попадаем в село Морквино. Раньше это была небольшая слобода Графа Раевского, в центре села сохранилось старинное здание — дом помещицы Софьи Матюшкиной, в наше время в этом здании располагаются медицинский пункт, отделение почты, общественная библиотека. Рядом разбит сквер с памятником погибшим воинам.
42года назад в селе Морквино был открыт памятник погибшим в Великой Отечественной войне, на нем надпись «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
В июне 2009 года на территории Братской могилы было совершенно перезахоронение останков двух неизвестных солдат. В настоящее время здесь похоронены 8 солдат.
Памятник ухожен, вокруг красиво и чисто. Жители села и ученики школы №4 поддерживают чистоту и порядок. Здесь проходят мероприятия, посвященные памятным датам. Люди чтут и помнят погибших воинов.
Возложение цветов к подножию памятника.
Маршрут продолжается по проселочной дороге, в западном направлении к реке Оскол. Он пролегает по улице Набережной. И мы попадаем в пойму реки. Пойма – это луга по обе стороны реки, которые заливались талыми водами. Она богата разнообразными растениями. Здесь и осока, и камыши. Растут лекарственные растения: подорожник, клевер, аир. Некоторые занесены в красную книгу. На небольших болотцах селятся и вьют гнезда дикие утки, слышно пение птиц, здесь чистый, свежий воздух.
Следующая остановка – водозаборная станция. Она построена очень давно и служит для забора воды предприятиями поселка, в частности для сахарного завода и для населения. Станция стоит на берегу реки Оскол. Река для нас как большой питающий сосуд, потому что вода -это жизнь. Река Оскол питает своей водой поселок Чернянку и другие пункты, расположенные на его берегах.
Продолжаем путешествие вдоль реки. Река несет свои воды от истока к устью, а жизнь бьет ключом в воде и на берегах. Плещется рыба, сверкают над водой стрекозы с прозрачными крыльями, шумно прыгают в ряску лягушки. Эти же лягушки устраивают по берегам громкие концерты!
Приближаемся к плотине. Чтобы река была полноводной, а воды хватало и населению и предприятиям, построили большую плотину. Шлюзы плотины поднимаюти вода из верхней части сливается в нижнюю часть реки. Два берега соединяет мост через плотину.
Полюбовавшись красотой и мощью водопада, можно подняться на возвышенную часть берега и обосноваться на отдых.
Объявляем привал на левом берег. Обед, игры, отдых.
Напоминание туристам: Туристы не должны приносить вред природе. Прежде чем сделать большой привал, вспомним правила поведения туриста.
Воспитатель показывает картинки, а дети отвечают.
Дети: Нельзя разбрасывать мусор, нужно всё за собой убирать.
Нельзя кричать, это пугает птиц.
Нельзя рубить живые деревья и кустарники – это губит их.
Игры:
- Волейбол. Между деревьями на высоте 2 м натягивается веревка. Мячом служит воздушный шар или надувной мяч. Мяч отбивается как в обычной игре в волейбол. Каждый старается перебросить его на сторону соперников. Не девая мячу упасть на своей стороне.
- «Невидимки». Дети садятся в круг, в центре которого- водящий с завязанными глазами. Тот из играющих, на кого укажет руководитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шорох или шаги, должен указать рукой направления, откуда это звуки доносятся.
Объявляем готовность к продолжению похода. И снова в путь!
Пройдя через мост, оказываемся на правом берегу реки Оскол. Стоянка «Мельница» находится возле заброшенной старинной водяной мельницы, построенной в 19 веке купцом Марковым. Жители окрестных районов привозили сюда зерно и получали из него муку высшего сорта. Мельница работала по отведенному каналу, по которому подавалась вода на мельницу. От старой мельницы осталось немного, но и кроме нее есть на что посмотреть. Плотина с деревянным мостиком через речку удерживает небольшое озерцо чистой воды. (Мельницу сожгли немцы в январе 1943 г.).
Согласно маршруту, продолжаем движение на запад.
Здесь находится песчано-глиняный карьер. Чернозем — верхний слой почвы – наше богатство. Благодаря чернозему на полях Чернянского района собирают богатые урожаи пшеницы, свеклы. Песок и глина залегают ниже плодородной почвы. Этот карьер, обеспечивает доставку глины и песка на кирпичный завод, из которых изготавливают красный кирпич. Обращаем внимание на огромный масштаб запасов полезных ископаемых и их значимость.
Движение маршрута проходит вдоль реки по проселочной дороге, в сторону поселка. На пути велотуристовзапесчанский мост. Раньше здесь был деревянный, маленький мост, его остатки внизу. Теперь построен крепкий, современный. С правой стороны новый микрорайон улицы Кольцова. Это новый, современный микрорайон, с детскими площадками, магазинами, окруженный сосновой лесопосадкой.
Следующий пункт маршрута – сосновый бор. Одна из высоких точек поселка, сосновый бор, расположенный вблизи школы №4. Отсюда открывается прекрасный вид на реку Оскол, Борисов лес, «Макитровы горы»
Горы покрыты полевой травой и цветами.
Ни для кого не секрет, как легко дышится в хвойном лесу! Находясь в нем, так и хочется вдохнуть полной грудью свежего и чистого воздуха, который наполняет новыми силами.
Конечная точка нашего маршрута МАДОУ «Солнышко».
Ритуал прощания.
Заключение.
Представлен туристический маршрут семейного выходного дня. Он предполагает физическую и познавательную активность детей. Способствует укреплению семейных отношений, приобщает детей и взрослых к природе, учит их любить и беречь красоту родного края.
Мы не можем быть «Иванами, не помнящими родства», поэтому для нас важно, где мы живём, кто здесь жил когда-то и как жил. Для нас важна и история, и природа нашего края. Идя вдоль теперешней речушки, оставшейся от реки бурливой, широкой, мы увидим небывалую красоту природы родного края.
Что может быть полезнее и приятнее семейного отдыха на природе с подвижными играми, с интересными наблюдениями и познавательной информацией!
Приглашаем всех вас в путешествие.
Добро пожаловать на тропинки родных маршрутов!
Библиографический список:
Гусаков, А. Покойтесь с миром Отечества солдаты. [Текст] / А.Гусаков//Приосколье. -2009. -4 июля. — С.4.
Чиченков А. Белгородская область в Великой Отечественной войне [Текст] / А.П. Чиченков. — Белгород. Изд. «Константа», 2005. -416с.
Села белгородские. Энциклопедическое издание/Белгород: Константа 2012. ОСЫКОВ Б.И.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2005
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ — М.: Айрис — пресс, 2006
Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005
Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003
Объявление
Уважаемые мамы и папы! Самый счастливый день – это выходной, когда вся семья собирается вместе. Выходные – это уже праздник. А выходные, проведенные вместе с детьми — праздник вдвойне. И чтобы этот праздник был ярким и незабываемым предлагаем Вам отправиться с нами в мини- турпоход.
Выходные, выходные! Дни хорошие такие!
Дома мы скучать не станем: в турпоход с детьми пойдём,
По дороге с мамой, папой песню весело споём!
Ну а дома сядем дружно рисовать и мастерить!
Вот что значит на отлично выходные проводить!
И этот день будут полезен Вам и Вашим детям!
Желаем приятного культурного отдыха!
Группа «Звоночки»
Анкета для родителей
Мини-блиц опрос.
1) Ф.И. О. _________________________________________
_________________________________________________
2) Как вы думаете, сколько времени в день необходимо проводить на улице вашему ребёнку, для нормального физического развития? _____________________________
3) Где ваш ребёнок больше всего любит проводить семейные выходные? _______________________________
_________________________________________________
4) Какое любимое занятие вашего ребёнка на улице? ____
_________________________________________________
_________________________________________________
5) Что для вашей семьи активный отдых? _____________
_________________________________________________
_________________________________________________
6)Посоветуйте, где можно провести семейный выходной и оздоровиться всей семьёй___________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
|