Лукина Наталья Евгеньевна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №43 г. Озерск
Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют различные формы НОДА. У таких детей наблюдается задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость мышечно-связочного аппарата и связанное с ним недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребёнка, понижена работоспособность, повышена утомляемость. Особую трудность в коррекции физического развития представляют дети с органическим поражением ЦНС различного генеза, поскольку кроме отклонений в здоровье у таких детей трудности усвоения норм поведения, отмечается задержка психического развития.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата предусматривает индивидуально-дифференцированный подход и диктует вариативность содержания методических рекомендаций. Поэтому, необходима разработка ИОМ для ребёнка, который испытывает сложности в усвоении АООП и нуждается в индивидуальном подходе в процессе коррекционных мероприятий.
На примере работы с определенным ребенком мы хотели бы раскрыть основные направления деятельности по разработке и оформлению ИОМ. Основу индивидуального маршрута составляет диагностика состояния здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности. На основании комплексного обследования нами разрабатывается индивидуальная программа для ребёнка, включённого в экспериментальную деятельность. Программа включает в себя рекомендации специалистов по проведению развивающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, особенности работы с этим ребёнком и сетку занятости воспитанника. Работа инструктора ФК в разработке и внедрении ИОМ заключается в объективной оценке уровня физического развития дошкольника с НОДА, мониторинге динамики и в планировании педагогической деятельности по развитию двигательных функциональных возможностей ребёнка, проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.
Коррекция НОДА требует комплексного подхода. Мы используем разные формы коррекционной работы: массаж, лечебную гимнастику, лечебное плавание, тренажёрная гимнастика; в утреннюю и гимнастику после сна включены корригирующие упражнения; физкультурные занятия; соблюдение ортопедического режима – использование туторов, ортопедической обуви и стелек; двигательный режим; закаливание, медикаментозная поддержка. Конечно, мы испытываем трудности по включению индивидуальных занятий в общий режим учреждения и в общее расписание занятий, т.к. не можем ни сократить прогулки, ни перегрузить ребёнка физически и эмоционально.
Также, огромной сложностью является отсутствие врачей в коррекционном учреждении. Необходимость наблюдения у врачей-специалистов легла на плечи родителей. Медикаментозное лечение осуществлялось и в ДОУ, и в детской поликлинике.
При составлении ИОМ, мы работали с ребенком, имеющим диагнозы: последствия ОПЦНС, ДЦП левосторонний гемипарез, астеноневротический синдром, плосковальгусная деформация стоп, пупочная грыжа, сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия сложной степени, псевдобульбарная дизартрия.
В связи с диагнозом мальчику запрещены спрыгивания с высоты, прыжки в высоту, кувырки, скручивания, ограничены занятия бегом и прыжками, велосипедом; исключается плавание способом дельфин.
Лечебная гимнастика и лечебное плавание как составные части коррекционного комплекса призваны содействовать оздоровлению, реабилитации и развитию человека, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизнедеятельности. Это единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, разрабатывать тугоподвижность в суставах. Занятия в рамках экспериментальной работы проводятся только индивидуально. Для этого были разработаны специальные комплексы по коррекции различных форм нарушений для занятий в зале и в бассейне.
В них вошли упражнения на развитие мелкой моторики, в том числе и поражённой конечности; дыхательная гимнастика; упражнения и игры с использованием фитболов и физиорол, мячей-массажёров и другого физкультурного оборудования; комплексы занятий на тренажёрах и снарядах; комплексы для коррекции малоподвижности со стороны поражённых конечностей в воде и на суше; специальные комплексы лечебного плавания.
Во время проведения занятий учитывался настрой ребёнка, осуществлялась постоянная смена деятельности, использовался игровой подход. Поначалу у мальчика часто отмечался отрицательный настрой на занятия, проявлялись агрессия и эмоциональные срывы. Поэтому процесс обучения и лечения дополнялся музыкотерапией. Но иногда приходилось на ходу менять всю структуру деятельности. Наши разработки учитывают индивидуальные особенности, присущие детям с заболеваниями ОДА, поэтому комплексы упражнений, предложенные в индивидуальной экспериментальной программе, могут выполнять другие дети с нарушениями.
Занятия по лечебному плаванию строились с учётом состояния здоровья мальчика, а также, вели наблюдения за его эмоциональным состоянием, которое влияло на желание ребёнка заниматься или его отказ от занятия. Он выполнял комплексы упражнений целенаправленного действия, с отягощением паретичной нижней конечности ластой, а паретичной рукой удерживал или собирал различные по форме, весу, размеру и материалу предметы в воде; на пораженные конечности надевались специальные манжеты-утяжелители. На занятиях предусмотрена строгая дифференцировка заданий и нагрузок – темп, последовательность упражнений, их длительность, характер упражнений с индивидуальной коррекцией.
Так как мы постоянно отслеживали успехи ребёнка и динамику его развития, то имели возможность обеспечить доступность содержания занятий, путём усложнения программного материала, не нарушая выработанный у ребёнка динамический стереотип.
Помимо работы непосредственно с ребёнком, проводились мероприятия для педагогов: консультации, семинары, практикумы, открытые практические занятия, где они знакомились с методикой проведения оздоровительных мероприятий, обучались правильному выполнению упражнений для индивидуальной работы с ребёнком, страховке на спортивном оборудовании, использованию спортивного инвентаря и оборудования.
Также, коррекционные мероприятия включали в себя общий режим, специальный статико-динамический и ортопедический режимы и лечебную гимнастику. Эти режимы должны были обеспечиваться и в ДОУ и дома. Вот почему было необходимо активное участие родителей в этих занятиях.
Семье были даны рекомендации по соблюдению режима и доступные комплексы лечебной гимнастики; привлекали родителей к участию в занятиях и развлечениях, что позволяло им на практике обучиться приёмам самостоятельной и индивидуальной работы в домашних условиях. Раз в квартал проводилась беседа с мамой по результатам экспериментальной работы и выполнению родителями рекомендаций врачей и специалистов ДОУ.
Так как необходимо было учитывать работу всех специалистов, для ребёнка была разработана сетка занятости в течение недели на каждый день. Ежемесячно специалисты составляли отчёт, в котором указывали проведённые мероприятия, уровень выполнения ребёнком упражнений и отношение ребёнка к занятиям.
На наш взгляд, разработка индивидуального образовательного маршрута принёс более высокие результаты. Внедрение ИОМ позволяет добиться качественной реабилитации ребёнка и на хорошем уровне подготовить его к обучению в школе. Можно похвастаться тем, что в подготовительной группе ребёнок начал посещать секцию плавания, сейчас успешно продолжает заниматься спор
Аннотация
В данной статье раскрывается деятельность инструктора по физической культуре ДОУ по внедрению индивидуального образовательного маршрута в работе с детьми с ОВЗ.
|