Лукина Наталья Евгеньевна. Деятельность инструктора по физической культуре по реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Деятельность инструктора по физической культуре по реализации индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Лукина Наталья Евгеньевна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №43 г. Озерск

Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют различные формы НОДА. У таких детей наблюдается задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость мышечно-связочного аппарата и связанное с ним недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребёнка, понижена работоспособность, повышена утомляемость. Особую трудность в коррекции физического развития представляют дети с органическим поражением ЦНС различного генеза, поскольку кроме отклонений в здоровье у таких детей трудности усвоения норм поведения, отмечается задержка психического развития.

 

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата предусматривает индивидуально-дифференцированный подход и диктует вариативность содержания методических рекомендаций. Поэтому, необходима разработка ИОМ для ребёнка, который испытывает сложности в усвоении АООП и нуждается в индивидуальном подходе в процессе коррекционных мероприятий.

На примере работы с определенным ребенком мы хотели бы раскрыть основные направления деятельности по разработке и оформлению ИОМ. Основу индивидуального маршрута составляет диагностика состояния здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности. На основании комплексного обследования нами разрабатывается индивидуальная программа для ребёнка, включённого в экспериментальную деятельность. Программа включает в себя рекомендации специалистов по проведению развивающих и физкультурно-оздоровительных мероприятий, особенности работы с этим ребёнком и сетку занятости воспитанника. Работа инструктора ФК в разработке и внедрении ИОМ заключается в объективной оценке уровня физического развития дошкольника с НОДА, мониторинге динамики и в планировании педагогической деятельности по развитию двигательных функциональных возможностей ребёнка, проведению более тщательной коррекции отклонений в физическом развитии, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

Коррекция НОДА требует комплексного подхода. Мы используем разные формы коррекционной работы: массаж, лечебную гимнастику, лечебное плавание, тренажёрная гимнастика; в утреннюю и гимнастику после сна включены корригирующие упражнения; физкультурные занятия; соблюдение ортопедического режима – использование туторов, ортопедической обуви и стелек; двигательный режим; закаливание, медикаментозная поддержка. Конечно, мы испытываем трудности по включению индивидуальных занятий в общий режим учреждения и в общее расписание занятий, т.к. не можем ни сократить прогулки, ни перегрузить ребёнка физически и эмоционально.

Также, огромной сложностью является отсутствие врачей в коррекционном учреждении. Необходимость наблюдения у врачей-специалистов легла на плечи родителей. Медикаментозное лечение осуществлялось и в ДОУ, и в детской поликлинике.

При составлении ИОМ, мы работали с ребенком, имеющим диагнозы: последствия ОПЦНС, ДЦП левосторонний гемипарез, астеноневротический синдром, плосковальгусная деформация стоп, пупочная грыжа, сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия сложной степени, псевдобульбарная дизартрия.

В связи с диагнозом мальчику запрещены спрыгивания с высоты, прыжки в высоту, кувырки, скручивания, ограничены занятия бегом и прыжками, велосипедом; исключается плавание способом дельфин.

Лечебная гимнастика и лечебное плавание как составные части коррекционного комплекса призваны содействовать оздоровлению, реабилитации и развитию человека, способного к социально-психологической адаптации в дальнейшей жизнедеятельности. Это единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, разрабатывать тугоподвижность в суставах. Занятия в рамках экспериментальной работы проводятся только индивидуально. Для этого были разработаны специальные комплексы по коррекции различных форм нарушений для занятий в зале и в бассейне.

В них вошли упражнения на развитие мелкой моторики, в том числе и поражённой конечности; дыхательная гимнастика; упражнения и игры с использованием фитболов и физиорол, мячей-массажёров и другого физкультурного оборудования; комплексы занятий на тренажёрах и снарядах; комплексы для коррекции малоподвижности со стороны поражённых конечностей в воде и на суше; специальные комплексы лечебного плавания.

Во время проведения занятий учитывался настрой ребёнка, осуществлялась постоянная смена деятельности, использовался игровой подход. Поначалу у мальчика часто отмечался отрицательный настрой на занятия, проявлялись агрессия и эмоциональные срывы. Поэтому процесс обучения и лечения дополнялся музыкотерапией. Но иногда приходилось на ходу менять всю структуру деятельности. Наши разработки учитывают индивидуальные особенности, присущие детям с заболеваниями ОДА, поэтому комплексы упражнений, предложенные в индивидуальной экспериментальной программе, могут выполнять другие дети с нарушениями.

Занятия по лечебному плаванию строились с учётом состояния здоровья мальчика, а также, вели наблюдения за его эмоциональным состоянием, которое влияло на желание ребёнка заниматься или его отказ от занятия. Он выполнял комплексы упражнений целенаправленного действия, с отягощением паретичной нижней конечности ластой, а паретичной рукой удерживал или собирал различные по форме, весу, размеру и материалу предметы в воде; на пораженные конечности надевались специальные манжеты-утяжелители. На занятиях предусмотрена строгая дифференцировка заданий и нагрузок – темп, последовательность упражнений, их длительность, характер упражнений с индивидуальной коррекцией.

Так как мы постоянно отслеживали успехи ребёнка и динамику его развития, то имели возможность обеспечить доступность содержания занятий, путём усложнения программного материала, не нарушая выработанный у ребёнка динамический стереотип.

Помимо работы непосредственно с ребёнком, проводились мероприятия для педагогов: консультации, семинары, практикумы, открытые практические занятия, где они знакомились с методикой проведения оздоровительных мероприятий, обучались правильному выполнению упражнений для индивидуальной работы с ребёнком, страховке на спортивном оборудовании, использованию спортивного инвентаря и оборудования.

Также, коррекционные мероприятия включали в себя общий режим, специальный статико-динамический и ортопедический режимы и лечебную гимнастику. Эти режимы должны были обеспечиваться и в ДОУ и дома. Вот почему было необходимо активное участие родителей в этих занятиях.

Семье были даны рекомендации по соблюдению режима и доступные комплексы лечебной гимнастики; привлекали родителей к участию в занятиях и развлечениях, что позволяло им на практике обучиться приёмам самостоятельной и индивидуальной работы в домашних условиях. Раз в квартал проводилась беседа с мамой по результатам экспериментальной работы и выполнению родителями рекомендаций врачей и специалистов ДОУ.

Так как необходимо было учитывать работу всех специалистов, для ребёнка была разработана сетка занятости в течение недели на каждый день. Ежемесячно специалисты составляли отчёт, в котором указывали проведённые мероприятия, уровень выполнения ребёнком упражнений и отношение ребёнка к занятиям.

На наш взгляд, разработка индивидуального образовательного маршрута принёс более высокие результаты. Внедрение ИОМ позволяет добиться качественной реабилитации ребёнка и на хорошем уровне подготовить его к обучению в школе. Можно похвастаться тем, что в подготовительной группе ребёнок начал посещать секцию плавания, сейчас успешно продолжает заниматься спор

Аннотация

В данной статье раскрывается деятельность инструктора по физической культуре ДОУ по внедрению индивидуального образовательного маршрута в работе с детьми с ОВЗ.

Просмотров: 519
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Камашева Нафиса Имамовна. Консультация для родителей «Режим дня вашего ребёнка»
  • Газина Алевтина Владимировна. «В помощь физинструктору детского сада. Комплексы упражнений с использованием лечебных мячей SIT-45 для детей дошкольного возраста»
  • Пинчук Наталья Николаевна. Перспективное планирование работы с родителями по теме «Права ребёнка»
  • Рязанцева Юлия Евгеньевна. Статья «Маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно-логопедических занятий в группе НПОЗ»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Касьянова Елена Витальевна. Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций.
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Ширыкалова Ирина Ивановна. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка. Консультация для родителей.
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Васянькина Елена Валерьевна. Комплексы упражнений по логоритмике
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Строгонова Светлана Алексеевна. Конспект комплексного тематического занятия по правам ребёнка в средней группе «История зайчика, который не знал своих прав»
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Филь Лилия. Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.
  • Халикова Тамила Мирселимовна. Собственная методическая разработка «Адаптация ребёнка к ДОУ. Рекомендации для родителей»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь