Составители: Сидоренко Анна Михайловна, Юрьева Любовь Александровна.
Воспитатели. МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово
В целях реализации федерального законодательства и исполнения разработанных локальных актов, представляем алгоритм работы программного диагностического продукта САНАТО-ДО по использованию индивидуальных маршрутов в образовательном процессе ДОУ.
Индивидуально образовательный маршрут является образовательной деятельностью, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится субъектом образования. Индивидуально образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями дошкольника (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.
Воспитание и социальная среда формируют индивидуальный склад личности, который проявляется в направленности способностей, потребностей, целей, чувств, воли и характера. Учитывая эти способности воспитатель должен индивидуально подходить к детям.
Наш индивидуальный маршрут включает в себя следующие компоненты:
- постановка целей, определение задач образовательной работы.
- отбор содержания программного материала.
- определение используемых педагогических технологий, методов, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
- формирование ожидаемых результатов, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий.
Цель индивидуального маршрута: выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка.
Задачи:
- Создать благоприятную предметно – развивающею среду для социального развития ребенка.
- Формировать представление об окружающем мире.
- Развивать культурно-гигиенические навыки и коммуникативно – социальные навыки.
- Формировать представление о пространстве и времени.
- Формировать виды продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование)
- Развивать речевые функции.
- Развивать психические процессы (память, мышления, восприятия)
Методы, используемые в работе:
Словесные, наглядные, практические.
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия)
- Игры, упражнения способствующие развитию эмоционально –личностной сфере, развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающем, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии ослабление негативных эмоций.
- Игры, упражнения на форме продуктивных видов деятельности.
МАДОУ No 20 «Детский сад комбинированного вида» работает по индивидуальным маршрутам. Создавая индивидуальный маршрут мы использовали мониторинг (который включал в себя все области ФГОС ДО)
Алгоритм работы программного продукта СОНАТО-ДО
На первом этапе работы с программным продуктом проводим мониторинг обучающихся, программа выдает сводный отчет.
На основании мониторинга, у каждого воспитанника ДОУ можно проследить слабо развитые интегративные качества. По одному критерию будет несколько «отстающих», на основании этого можно составить карту индивидуальных маршрутов воспитанников группы
Учитывая особенности детей, мы индивидуально подошли к каждому ребенку. Воспитание, образование, обучение мы разнообразили методами и средствами индивидуального подхода, применяя наиболее эффективные для развития каждого ребенка.
По каждому критерию ИОМ составлен план работы на учебный год.
В работе по индивидуальным маршрутам мы чаще всего используем игровую форму. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми. Чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со
Сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей.
Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам.
Мы в работе по индивидуально образовательному маршруту предлагаем обучающимся воображаемые ситуации: творческие игры, самодеятельные игры, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами.
Игра в индивидуальном маршруте характеризуется целостностью от мотива до способа действия (ребенок играет потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка объявлена основной формой реализации программы.
Игра в содержании ФГОС ДО включает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».
Важнейшая часть работы индивидуально образовательного маршрута это успешное развитие ребенка, а значит успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.
Таким образом, индивидуально образовательная работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.
В нашей работе «каждый ребенок имеет право на самостоятельность», мы широко внедряем новые формы и методы воспитания и образования, обеспечиваем индивидуальный подход к каждому ребенку.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Это большая помощь педагогам и родителям, но в то же время очень тяжелый, ответственный и трудоемкий процесс.
Создание индивидуальных общеобразовательных маршрутов стоит больших затрат времени и усилий, но по ним очень удобно и четко прослеживать динамику успехов и неудач.
Индивидуальный образовательный маршрут будет иметь смысл, если те, кто его составляет:
а) составляют его осознанно, четко представляя, для чего, с учетом индивидуальных
Особенностей ребенка;
б) четко следуют составленному маршруту и работают командой.
В противном случае — это просто бумаготворчество, навязанное и бессмысленное.
Конкретного «рецепта» составления индивидуально образовательного маршрута нет, приходится заниматься тем, что еще толком не апробировано, нет четких разработок, каждый думает, что он прав, а дети получат, что получат.
Воспитатели логопедических групп, всегда работают индивидуально с детьми, Только сейчас добавляется оформление на бумаге своей работы. Плохо это или хорошо, но есть документ, значит ты хорошо работаешь. А в принципе может и наоборот, бумага есть, работы нет.
Индивидуально образовательный маршрут это придумки министров и профессоров теоретиков, а на практике у педагогов иногда не получается воплотить в жизнь их теоретические задумки.
Литература.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www. rg.
- Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л.С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред. сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 336 с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие. – М., 2000-198с.
- Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
|