Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Ермолина Людмила Николаевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сивинский детский сад №1 «Малышок» Сива, 2018
Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, педагоги, дети, посещающие логопедический пункт и их родители (законные представители).
Масштаб: долгосрочный (октябрь 2018 — июнь 2019 года).
Аннотация:
Главным в этом проекте является оказание учителем-логопедом методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Ведь не секрет, что только благодаря сотрудничеству учителя-логопеда с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями) детей, посещающих логопедический пункт, можно достичь положительного результата в исправлении речевых недостатков. Продуктами данного проекта являются: консультации для родителей (законных представителей) по темам: «Первые шаги к грамоте. Формирование фонематических процессов у детей», «Речь словно реченька журчит. Развитие целостного последовательного связного высказывания детей»; мастер-классы «Мама, папа, я и зарядка для язычка», «Мяч и речь»; памятки для родителей (законных представителей): «Послушный ветерок. Дыхательные упражнения дома», «Волшебный мир звуков»; буклет «Трудные звуки»; картотеки: «Логопедические пятиминутки», «Игры на развитие фонематических процессов у детей»; альбом с детскими иллюстрациями сказки о Весёлом Язычке; презентация и выставка индивидуальных книжек-малышек «Звук – буква», пополнение этими книжками Логобиблиотеки; конкурс и выставка творческих работ ко Всемирному Дню логопеда «В гостях у логопеда!»; День открытых дверей «Ребёнок и книга!»; квест «Штранная история»; конспект открытого итогового праздника «Путешествие в страну красивой речи!».
Скачать конспект
Актуальность:
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели грамотной фразой и лексически развёрнутой речью. Нормативно-правовая база и положение о логопедическом пункте ДОУ даёт возможность пересмотреть приоритеты оказания логопедической помощи и привлечь воспитателей и родителей (законных представителей) к коррекционно-развивающему процессу, что будет только способствовать более эффективной и качественной работе учителя-логопеда с детьми. Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Поэтому, актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что объединив усилия, учитель-логопед, воспитатели и родители (законные представители) дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Нам необходимо было разрешить следующие противоречия:
- В расписании ООД нет времени, специально отведенного для коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать реализации основной общеобразовательной программы и не нарушать СанПин.
- Наблюдается недостаточная морально-психологическая и профессиональная подготовленность воспитателей и родителей (законных представителей) в оказании коррекционной помощи детям с нарушениями речи.
- Основными формами организации работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, являются индивидуальная и подгрупповая корекционно-организованная деятельность. КОД кратковременная (15-20минут), краткосрочная (2-3 раза в неделю) и рассчитана на 6-ти или 12 месячный срок обучения, при необходимости сопровождение некоторых детей происходит в течение 2-3 лет.
- Учитель-логопед вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно.
Проект определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Разрешение обозначенных противоречий мы видим в реализации новой модели предоставления логопедической помощи – Логобиблиотека на базе логопедического пункта ДОУ. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организации предоставления услуги:
- Коллективная (консультации, мастер-классы, конкурс, День открытых дверей, совместное с детьми изготовление книжек-малышек и презентация своей работы, квест, итоговое занятие)
- Индивидуальная (в кабинете учителя-логопеда) – индивидуальные беседы и подбор нужной методической и практической литературы (логобиблиотека), буккроссинг, совместные занятия: ребенок и родитель (законный представитель).
Новизна проекта состоит в разработке новой системы взаимодействия ДОУ с семьями в осуществлении особого подхода к коррекции и развитию речи детей. Направления работы:
- Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей на логопедическом пункте детского сада, приглашая к участию в них родителей (законных представителей);
- Воспитатели — в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах закрепляют у детей правильное произношения и играют в различные речевые игры по заданию учителя-логопеда;
- Родители (законные представители) пользуются услугами Логобиблиотеки и участвуют в буккроссинге
- Разработка памяток, буклетов, картотек и рекомендаций для родителей (законных представителей) и воспитателей ДОУ для проведения ими логопедических пятиминуток;
- Совместное обсуждение и корректировка плана работы всеми участниками коррекционно-развивающего процесса.
Проблема.
Увеличение количества детей с нарушениями речи, их низкая мотивационная готовность к коррекционным занятиям и отсутствие возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся. А также недостаточный уровень педагогической компетентности родителей (законных представителей) может в дальнейшем привести детей к явлениям дисграфии и дислексии при обучении в школе.
Цель: Создание и организация Логобиблиотеки для детей и их родителей (законных представителей), обеспечивающей помощь при осуществлении индивидуального подхода к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при поступлении в школу. Укрепление связи семьи и дошкольной образовательной организации в целях обеспечения единства речевого воздействия на детей с нарушениями речи.
Задачи:
Составить перспективные планы совместной работы учителя-логопеда с воспитателями групп и родителями (законными представителями).
Способствовать развитию всех компонентов речи детей через разработку и проведение логопедических пятиминуток в группах.
Повысить мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщить детей к процессу активного познания.
Внедрить в практику работы ДОУ новые формы сотрудничества в работе с родителями (законными представителями) воспитанников и сотрудниками ДОУ (логобиблиотеку, буккроссинг).
Объединить усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей (законных представителей).
Ожидаемые результаты:
- У детей развились коммуникативные и творческие способности
- У детей повысилась мотивация к коррекционно-логопедическим занятиям
- Повысился уровень компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития, установлен контакт с семьёй, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка
- Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей (законных представителей) и педагогов ОО по вопросам речевого развития дошкольников.
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек для использования воспитателями и родителями (законными представителями)
- Организована работа логобиблиотеки и буккроссинг.
Апробация проекта.
Проект будет реализован в логопедическом пункте МБДОУ «Сивинский детский сад №1 «Малышок» в 2018-2019 учебном году, как во время коррекционной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, а также при взаимодействии учителя-логопеда с педагогами ДОУ и родителями (законными представителями).
Ресурсы.
1. Информационные:
Интернет иточники;
библиотечный фонд.
2. Научно-методические: консультативная работа с родителями (законными представителями)
3. Кадровые:
Учитель-логопед Ермолина Людмила Николаевна,
Воспитатели ДОУ
4. Дидактическое обеспечение:
подбор методического и дидактического материала;
презентации
5. ТСО:
ноутбук;
фотоаппарат;
проектор;
экран;
музыкальный центр
Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе реализации проекта я отметила возможные риски и предусмотрела пути их преодоления.
Риски:
- Низкая мотивация детей
- Отказ родителей (законных представителей) от сотрудничества
- Сезонные заболевания детей и пропуски без уважительной причины.
Пути преодоления:
- У учителя-логопеда имеется большой опыт работы
- Режим работы ДОУ позволяет организовать работу по реализации проекта
- Потенциал педагогического коллектива достаточно высок
- Медицинский работник и воспитатели своевременно проводят профилактику простудных заболеваний
|