Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной
общеобразовательной программы ДОУ.
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании», ст. п. 1). Работа с родителями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда.
Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома. И, к сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреж-дений, в том числе и логопедов. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия специалистов ДОУ с родителями.
Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Осознанное включение родителей в совместный с педагогом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.
Исходя из данного направления работы, нами решаются следующие задачи:
- устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- объединяются усилия педагогов группы и родителей для развития и воспитания детей;
- создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышается психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
- оказывается помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживается их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Проведенное анкетирование Вакуленко Л.С. и изучение его результатов показало, что учителя-логопеды оценивают активность родителей, воспитывающих детей с речевой недостаточностью (всего 670 семей), как недостаточную. Выяснилось, что в большинстве случаев она находится на среднем уровне (45%), подразумевающем формальный подход к взаимодействию, малую долю инициативы в общении, недостаточный уровень психолого-педагогических знаний. Так учителя-логопеды наиболее эффективной формой взаимодей-ствия с семьями считают беседу, в то время как родители предпочитают тетрадь для домашних заданий. Этот вывод предсказуем, поскольку при сильной занятости временные возможности членов семей для общения с логопедом ограничены. Кроме того, график работы логопеда также далеко не всегда соотносится с присутствием родителей в ЧДОУ.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают логопедическую группу. Понимая, что, продуктивность работы учителей-логопедов с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, был скорректирован график работы, с более мобильнным, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения (с активным участием психолога и социального педагога ДОУ).
Для решения поставленных задач, мы использовали как традиционные, так и ин-новационные формы сотрудничества с родителями детей логопатов. Общение с родителями строили, руководствуясь девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды логопедической группы».
Инновационные формы работы с семьями О.Л. Зверева и Т.В. Кротова назвали следующие:
- информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников, «Родительская почта»);
- досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
- познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педа-гогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
- наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).
Мы в своей работе применяли наиболее эффективные формы и приемы организации работы с семьями воспитанников:
Родительские собрания
Родительское собрание — хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, осу-ществляется разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер- встреча, конкурс, праздник вместе с детьми, в форме презентации.
Приглашаем родителей, не только стандартным объявлением но и sms-информированием, размещением информации в группе, созданной в Вайбер индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).
Первое родительское собрание проводим в конце сентября. На этом собрании учитель-логопед освещает вопросы о необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение при нарушениях мышечного тонуса, заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Даем послушать родителям записи речевых высказываний детей, полученных при первичном обследовании.
Второе родительское собрание проводим в январе, когда родителей знакомим с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Обязательно проводится и открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей). Предлагаем родителям ответить на вопросы анкет, обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.
Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.
В подготовке родительского собрания участвуют и родители, и специалисты детского сада, и воспитатели логопедической группы.
Этапы проведения собрания включают:
- Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.
- Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.
- Показ открытых занятий или их фрагментов.
- Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.
- Обсуждение анкет. Выводы специалистов.
Индивидуальные консультации
Консультативно-информационная деятельность — неотъемлемая часть коррекционного процесса. Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», чаепитием и т.д. В зависимости от темы проводит ее воспитатель или логопед.
«Учимся правильно, красиво говорить» — решаем задачу постановки звуков при помощи специальных приёмов. Взрослые должны уметь объяснить детям правильный уклад органов артикуляционного аппарата конкретного звука. Проводим с родителями игру-тренинг «Угадай звук» которая помогает познакомить с моделями артикуляции. На схемах изображены основные характеристики произношения нарушенных звуков:
- положение губ ( «улыбка», «рупор»)
- поза языка (вверху-внизу, в виде «чашечки», «иголочки», «паруса»)
- постановка зубов (сомкнуты-разомкнуты, сближены)
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок
- характеристика воздушной струи (тёплая, холодная).
Мамы и папы со временем приобретают исключительно логопедические навыки и умения, становится «семейными логопедами».
Индивидуальные консультации позволяют знакомить с инновационными методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики воспитанника.
В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае мы используем и «Родительскую почту» — коробку для записок с вопросами, и более современное общение в группе в социальной сети, в Зуме, или Скайпе..
Семинары-практикумы
В ДОУ нами были проведёны:
- семинар-практикум на тему: «МЫ- вместе» цель которого- формирование коррекционно-логопедической компетенции родителей, оказание практической помощи родителям детей при выполнении домашних заданий.
- семинар-практикум «Ручееек». Цель — обеспечение родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Совместное разучивание родителем и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
- Мастер-класс «Игры, которые звуки закрепляют» позволил продемонстрировать весь спектр игрового материала по автоматизации: от картинок до медиа пособий. Знакомили с правилами игр, и вариантами усложнения задания. Для закрепления полученных знаний, предлагаем логопедические тетради с рекомендациями, в которые еженедельно вклеиваются новые карточки с заданиями, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.
В итоге активность родителей значительно возросла и уже появились результаты. Многие дети вышли на этап автоматизации звука, а с помощью родителей значительно легче и быстрей вводится звук в спонтанную речь. Компетентные родители закрепляют правильное произношение звуков во всех видах деятельности ребёнка, потому что знают, как это делать и насколько это важно!
Проектная деятельность
Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе мы считаем организацию проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для
данного возраста формы и способы деятельности. Нами разработан и реализуется проект под названием «Учимся, играя», «Использование ИКТ в формировании звукопроизносительной стороны речи у детей с ОНР»
Основными задачами явились:
- овладение родителями навыками обучения в дидактических играх детей с речевыми паталогиями
- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи в (настольно-печатных, дидактических)
- повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей
- создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий. Участие родителей в коррекционно — образовательном процессе.
Разработка проектов обеспечивает системное и последовательное информирование родителей о значении и необходимости организации развивающего и обучающего игрового досуга ребенка. Комплексный подход к повышению педагогической культуры родителей значительно разнообразит их отношения с детьми и оптимизирует взаимодействие с педагогами детского сада, позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень в соответствии с современной нормативной базой.
Домашние задания
Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на лого-педических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.
Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводим индивидуальную тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:
- развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
- воспитание произносительных навыков;
- развитие просодики речи;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);
- формирование активного и пассивного словаря;
- формирование лексико-грамматических категорий языка;
- развитие психологической базы речи.
Интерактивная взаимосвязь
В учителя- логопеда и воспитателей используем и новые формы взаимодействия с родителями, к примеру, интерактивная взаимосвязь: консультации в социальных сетях, оказание индивидуальной консультативной помощи родителям через интернет-общение. Знакомим с авторскими презентациями, а также делаем обзор сайтов в сети Интернет, которые располагают богатейшими коллекциями онлайн игр.
Медиатека — мультимедийные материалы к занятиям с детьми-логопатами знакомят родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами.
Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства, но и носители информации, а также собственно саму информацию. Учитель-логопед помогает родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых в настоящее время достаточно велик (различные медиа-объекты, специальные логопедические порталы, сайты в Интернете).
Можно использовать программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. У каждого ребенка имеется памятка для родителей «Как заниматься с ребенком за компьютером». Задания рассчитаны на 7—10 мин и только для детей 5,5—7 лет и выполняются в присутствии родителей. Создав большую базу картинок по темам и на определенные звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребенка.
Использование ИКТ дает возможность на стадии постановки звуков у детей значительно повысить эффективность логопедического воздействия.
Родительские дни,
К сожалению в связи в санитарно-эпидемиологической обстановкой эту форму работы мы вынуждены ограничить, но ее использование имеет ряд преимуществ, поэтому посещение родителей, вынужденно заменили на видео занятий.
Наглядные формы работы
Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является просвещение родителей. Одна из функций просвещения -информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную информацию логопедического характера.
Стенды
Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На логопедических стендах размещаем несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную. Многолетняя информация — это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе. Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно поместить письменную консультацию или памятку для родителей.
Папки-ширмы
Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как правило, размерам альбомного листа. Количество страниц папки-ширмы регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов. Как правило, в папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный выставочный материал.
Выставки
Выставка — это собрание различных материалов логопедической направленности, расположенных для обозрения взрослых. Тематические выставки могут быть организованы как для родителей детей, посещающих коррекционную группу, так и для родителей воспитанников массовых групп.
Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или групповыми консультациями. В качестве материала для тематических выставок можно предложить различные медиапособия, к использованию которых проявляет интерес все большее и большее количество родителей.
Письменные консультации
Как показывают проведенные опросы родителей, они часто не ориентируются в проблемах речевого развития своих детей. Универсальность наглядной информации в виде письменных консультаций состоит в том, что она имеет огромные возможности по освещению педагогического и образовательного процессов, проводимых в коррекционной группе или на логопункте. Такие консультации могут быть плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика
письменных консультаций может быть разнообразна, но в любом случае, должна быть актуальной для родителей. Письменные консультации логопедической направленности помещаются на информационном стенде, папке-ширме или в папке-передвижке, как правило, после проведения
родительского собрания, устной консультации.
Буклеты
Буклет — это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных
стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального информирования.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ЧДОУ сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.
|