Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией

Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией

  • Е. Ю. Царегородцева учитель-логопед,
  • С. О. Васильева педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт- Петербурга

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 

Скачать конспект

Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного воспитания.

В работе с детьми, имеющими речевые расстройства, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога- психолога и учителя – логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и корректировка эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей коррекционно — логопедической группы.

Основной принцип организации работы- оказание комплексной психолого — педагогической помощи детям, имеющим речевую патологию. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей; отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно- образовательную среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение. В среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нудно учитывать, что всегда есть группа детей, в разной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно- развивающего взаимодействия требует сотрудничества логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • Формирование связной речи
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие и коррекция ВПФ
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие эмоционально- волевой сферы.

Взаимосвязь в работе логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и поведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно- развивающей деятельности; разаботку рекомендаций для педагогов и родителей; проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; оформление наглядной агитации для педагогов и родителей; подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда- развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направление работы

Логопед

Психолог

Развитие фонематического слуха

Знакомство с многообразием слов, их звучанием.

Деление предложений на слова, слов на слоги.

u  «Обведи правильно»

u  «Найди общий звук»

u  «Паровозик»

u  «Кто в домике живет?»

Речевое звукоразличение.

u  «Произнеси правильно»

u  «Звук спрятался»

u  «Найди пару»

u  «Домики для звуков»

Дифференциация звуков

Различение речевых звуков сходных по артикуляции, по звучанию. Темпо- ритмическая сторона слов.

u  «Звуки поменялись местами»

u  «Дин и Дон»

u  «Вверху или внизу»

u  «Глухой- звонкий»

Различение неречевых звуков и бытовых шумов.

Чувство ритма.

u  «Чудо- звуки»

u  «Послушай, как звучит»

u  «Подбери картинку»

Фонематические представления

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. С их наполняемостью.

u  «Кто как голос подает?»

u  «Подскажи словечко»

u  «Слова близнецы»

u  «Длинный- короткий»

Развитие рече- слуховой памяти и внимания.

u  «Магазин»

u  «Пары слов»

u  «Найди ошибку»

u  «Запомни слова»

u  «Вставь пропущенное слово»

Фонематический анализ и синтез

Нахождение местоположения заданного звука в слове.

Определение и характеристика заданного звука.

u  «Подними флажок»

u  «Начало, середина, конец»

u  «Волшебная пуговица»

u  «Расставь нужные знаки»

Логико- грамматические речевые конструкции. Последовательность.

u  «Где лежит предмет»

u  «Подбери следующее»

u  «Добавь нужный слог»

u  «Что сначала, что потом»

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога- психолога и учителя- логопеда, но и в большей степени от взаимодействия с родителями. Поэтому, в этом направлении педагогами проводится:

  • Просветительская работа
  • Консультации
  • Оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводится в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку.

«Взаимодействие субъектов коррекционно- образовательного процесса в ГБДОУ для детей с нарушениями речи»

В результате взаимодействия учителя- логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевой патологией отмечается:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно- образовательного пространства;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционно- развивающей работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
  • Одним из важнейших результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Под ред. Мастюковой Е.М. – М.: АРКТИ, 2002
  3. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973
  4. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., «Новая школа», 1998
  5. Сиротюк А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003
  6. Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье (как сохранит психическое здоровье дошкольника). – М., 2001
  7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985
  8. Широкова Г., Жадько Е. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2006
Просмотров: 872
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Использование интерактивной папки в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками с интеллектуал
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Мастяева Елена Викторовна. КОНСПЕКТ НОД ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ
  • Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
  • Бирюкова Мария Евгеньевна. Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в волшебную Страну Звуков»
  • Медведева Инна Петровна. Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя — логопеда в логопедической группе «Путешествие в Африку»
  • Нестерова Оксана Николаевна. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности
  • Щербакова Наталья Сергеевна, Сорокина Анастасия Александровна, Килина Ирина Юрьевна. «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога в формировании навыков чтения у воспитанников детского дома»
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Королева Анна Владимировна, Кукушкина Галина Николаевна. Интегрированное занятие педагога – психолога и учителя – логопеда для детей с ТНР в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
  • Солдатова Наталья Ивановна, Бурмицкая Ольга Николаевна. Интегрированное игровое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в подготовительной к школе группе «Осень в лесу»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми, педагогами и родителями УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МДОУ
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ 'Использование ИКТ и мультимедийных средств в работе психолога'
  • Килина Ирина Юрьевна Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна. Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога. Конспект занятия, посвященный Международному дню распространения грамотности Тема: «Хорошо учиться всегда при
  • Осьминушкина Зоя Ивановна. Применение музыкальных групповых игр в работе педагога-психолога: развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
  • Виктория 3093945. Синтез занятия логопеда и педагога-психолога. Тема: Морские животные.
  • Тимофеева Юлия Анатольевна. Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми».
  • Казначеева Нина Ивановна. Работа педагога-психолога с педагогическом коллективом. Из опыта работы
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Гиперактивные дети. Советы логопеда и психолога
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь