- Е. Ю. Царегородцева учитель-логопед,
- С. О. Васильева педагог-психолог
ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт- Петербурга
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Скачать конспект
Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного воспитания.
В работе с детьми, имеющими речевые расстройства, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога- психолога и учителя – логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и корректировка эмоциональной сферы.
С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей коррекционно — логопедической группы.
Основной принцип организации работы- оказание комплексной психолого — педагогической помощи детям, имеющим речевую патологию. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей; отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно- образовательную среду ДОУ.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение. В среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.
Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нудно учитывать, что всегда есть группа детей, в разной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.
Планирование и реализация коррекционно- развивающего взаимодействия требует сотрудничества логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:
- Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
- Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
- Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;
Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие звуковой стороны речи
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
- Формирование связной речи
- Формирование полноценных учебных умений и навыков
Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:
- Развитие и коррекция ВПФ
- Активизация познавательной деятельности
- Развитие эмоционально- волевой сферы.
Взаимосвязь в работе логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и поведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно- развивающей деятельности; разаботку рекомендаций для педагогов и родителей; проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; оформление наглядной агитации для педагогов и родителей; подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда- развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:
Направление работы
|
Логопед
|
Психолог
|
Развитие фонематического слуха
|
Знакомство с многообразием слов, их звучанием.
Деление предложений на слова, слов на слоги.
u «Обведи правильно»
u «Найди общий звук»
u «Паровозик»
u «Кто в домике живет?»
|
Речевое звукоразличение.
u «Произнеси правильно»
u «Звук спрятался»
u «Найди пару»
u «Домики для звуков»
|
Дифференциация звуков
|
Различение речевых звуков сходных по артикуляции, по звучанию. Темпо- ритмическая сторона слов.
u «Звуки поменялись местами»
u «Дин и Дон»
u «Вверху или внизу»
u «Глухой- звонкий»
|
Различение неречевых звуков и бытовых шумов.
Чувство ритма.
u «Чудо- звуки»
u «Послушай, как звучит»
u «Подбери картинку»
|
Фонематические представления
|
Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. С их наполняемостью.
u «Кто как голос подает?»
u «Подскажи словечко»
u «Слова близнецы»
u «Длинный- короткий»
|
Развитие рече- слуховой памяти и внимания.
u «Магазин»
u «Пары слов»
u «Найди ошибку»
u «Запомни слова»
u «Вставь пропущенное слово»
|
Фонематический анализ и синтез
|
Нахождение местоположения заданного звука в слове.
Определение и характеристика заданного звука.
u «Подними флажок»
u «Начало, середина, конец»
u «Волшебная пуговица»
u «Расставь нужные знаки»
|
Логико- грамматические речевые конструкции. Последовательность.
u «Где лежит предмет»
u «Подбери следующее»
u «Добавь нужный слог»
u «Что сначала, что потом»
|
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога- психолога и учителя- логопеда, но и в большей степени от взаимодействия с родителями. Поэтому, в этом направлении педагогами проводится:
- Просветительская работа
- Консультации
- Оформление информационных стендов.
Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводится в виде индивидуальных консультаций, бесед.
Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку.
«Взаимодействие субъектов коррекционно- образовательного процесса в ГБДОУ для детей с нарушениями речи»
В результате взаимодействия учителя- логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевой патологией отмечается:
- Обеспечение целостности, единства коррекционно- образовательного пространства;
- Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
- Обновление форм и содержания коррекционно- развивающей работы с детьми;
- Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
- Одним из важнейших результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.
Литература
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Под ред. Мастюковой Е.М. – М.: АРКТИ, 2002
- Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., «Новая школа», 1998
- Сиротюк А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003
- Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье (как сохранит психическое здоровье дошкольника). – М., 2001
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985
- Широкова Г., Жадько Е. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2006
|