Цели:
- воспитание в детях чувства ответственности за сохранение и развитие русских традиций,
- развитие музыкальных, художественно — творческих способностей детей.
Задачи:
- формирование знаний детей поэтического и игрового фольклора,
- прививать любовь к народному слову
- обогащение словарного запаса.
Материалы и оборудование: Смарт –доска, презентации «Предметы русского быта», «Русская печка», прялки, предметы утвари, музыкаль- ные инструменты, аудиозаписи русских народных песен, видео-клип «Емеля».
Скачать конспект
ХОД ЗАНЯТИЯ
(звучит запись русской народной песни «Светит месяц», пританцовывая под нее, в зал входит сказительница).
Сказительница: Здравствуйте, гости дорогие! Спасибо, что пришли ко мне в гости! Нет нигде в мире дома уютнее, чем наша русская изба! Особенно хорошо в ней зимой. За окном метель, да вьюга, а в избе тепло и радостно. Приж- мутся дети к теплой печке, и рассказывают друг другу волшебные сказки. Послушайте одну из них. В одной избе жили-были отец и мать.
Отец: (сидя у печки)
Русская печка, русская печка!
Нет в добром доме теплее местечка!
Мать: (сидит у прялки)
Ой ты печка- сударыня!
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Сказительница: И было у них две дочери: Машенька и Параня. Девочки росли послушными, трудолюбивыми. Они поутру рано вставали: печку топили, избу приби-
рали.
(в зал входит Машенька, и ее сестра Параня. Дочери садятся у прялок и поют:» Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется…)
Параня:
На русской печке всем хватает места,
Она согреет всех и приютит
И память, от тепла ее проснувшись,
Как в сказке, снова в детство возвратит.
Машенька:
На русской печке сказывают сказки.
На русской печке в сумерках зимой
Яга, и та, становится добрее
И греет кости старый домовой.
Отец: Затянулась зима, все не уходит. Докучила всем, холодная, снежная.
Полно зимушке зимовать, пора матушке – весне наступать! Идти надо Весну- красну искать, в наши края ее кликать-звать!
Параня: Да где же ее искать?
Машенька: Идти нужно в ту сторону, откуда теплый ветерок веет, где солныш ко больше пригревает. Пойдем, сестрица в путь дорогу – Весну искать.
Параня: Да как же мы одни будем искать?
Машенька: Да разве мы одни? Гляди, сколько ребят вокруг. Они то нам и по- могут.
(дети исполняют заклички «Солнышко», «Кулик, из-за моря лети!» и др.)
Сказительница: Молодцы, ребята! Много закличек знаете! А теперь вставай- те в хоровод.
(проводится игра-хоровод «Заплетися, плетень»)
А теперь дальше сказку слушайте. Как-то раз поехали отец с матерью в город на ярмарку.
Отец: Смотрите, двери никому не открывайте, никого в дом не пускайте. Да пе- тушка берегите. А мы вам гостинцев привезем!
(девочки расхваливают петушка, рассказывают про него потешки. Затем все дети исполняют русскую народную песню «Петушок»).
Из – за печки раздается голос: «Сама- то печка добрая, всем найдет кусок пирога, а вот люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставить.
Машенька:» Кто это из-за печки со мной разговаривает?»
Голос:» Это я, запечный житель»
Параня:» А как тебя зовут, запечный житель? Выйди, покажись нам. Ребята, вы
хотите увидеть настоящего Домового?»
Дети: Да!
(появляется Домовой, поет под мелодию «Ах, вы сени, мои сени»)
Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу,
Чтобы в доме был покой, рад стараться Домовой.
Чтобы мир был и лады, охраняю от беды.
Домовой:» Здравствуйте, это вы меня звали? А песня вам моя понравилась?»
Параня:» Понравилась! А наши гости тоже любят песни петь!»
(исполняется русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» с использовани- ем шумовых инструментов: трещеток, бубнов, ложек).
Машенька:» А правда ли, что никто лучше Домового не знает домашнего хо-
зяйства?»
Домовой:» Что верно, то верно! А знают ли ваши гости домашнее хозяйство?
Вот я сейчас и проверю». (домовой загадывает загадки)
1. Мать — пузата, сын — горяч, а внук – кучеряв? (печка)
А теперь загадки про домашнее хозяйство. Будет три разных ответа, вам надо выбрать правильный.
2. Как называется посуда, в которой варят еду в печке? (чайник, сковорода, чугунок).
3. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке?
(веник, полено, кочерга)
4. Как называется на Руси обувь, сплетенная из коры?
(сапоги, валенки, лапти)
5. Из чего варил кашу солдат в одной русской народной сказке?
(из пилы, дубинки, топора)
6. И последняя загадка:» Веду я внучку по избе за ручку?»
(утюг, веник, пылесос)
Машенька:» Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А тебе, Домовой, спасибо, повеселил нас своими загадками. А ребята повеселят тебя веселым русским танцем!»
(дети исполняют русскую пляску «Барыня»)
Сказительница: «А чем же закончилась сказка? Узнала Баба Яга, что девоч- ки остались дома одни, прилетела в ступе и оборотилась старушкой. (входит Баба Яга, стучит в ворота).
Баба Яга:»Ой, девочки, отворитеся. Подайте бедной старушке сухую корочку.
Сказительница:» Петушок взлетел на шест и закричал:
«Ку-ка-ре-ку! На суку сижу, во все стороны гляжу!
Идет Баба Яга, стучит в ворота!»
Испугались девочки и не открыли ворота. А чтобы было не так страшно, стали рассказывать веселые скороговорки.
(дети читают забавные скороговорки)
Сказительница: А теперь Баба Яга оборотилась девочкой, стучит в ворота.
Баба Яга: «Ой, девочки, отворитеся. Отдайте мне петуха, а я вам за это подарю шелковые ленточки!»
Сказительница: Обрадовалась Параня и хотела отдать Петушка, а Машенька
не отдает, жалко ей его.
Машенька:» Ребята, спасите Петушка. (держит в руках игрушечного петуха)
(проводится русская народная игра «Бабка Ежка»)
Сказительница:» Обрадовались девочки, что прогнали Бабу Ягу и пустились в веселый перепляс. А тем временем вернулись из города родители. Глядь, а дома такое веселье! Не удержались они, и тоже в пляс пустились.
(звучит песня про русскую печку «Емеля» в исполнении Влады Сергеевой)
Сказительница:
Чем была сильна Россия,
Делать вывод не спеши.
В зимней стуже выжить было
Невозможно без печи.
И лишь, в сказках и былинах,
Мы с любовью и теплом,
Вспоминаем нашу печку,
Ей спасибо говорим!
(Сказительница угощает детей пирогами)
|