Моргунова Надежда Борисовна. Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет)

Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет)

Автор:

  • Моргунова Надежда Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 186» г.о. Самара

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Сегодня именно через игру воспитатели должны развивать разные способности у детей. И дидактическая игра занимает среди них важное место.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Игра для них – учеба, игра для них — труд. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных» — Н.К. Крупская.

 

Скачать конспект

Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, обращаем их внимание на различия между современным домом и традиционной русской избой, с предметами старинного быта. Эта дидактическая игра позволяет в интересной и занимательной форме закрепить представления детей о жилище человека в разные временные эпохи. А яркие веселые картинки помогают создать игровую мотивацию у детей, поддерживают их интерес во время выполнения заданий.

Игру можно использовать в индивидуальных занятиях с ребенком, в самостоятельной деятельности детей, а также можно проводить в форме соревнований команд.

Игровой материал можно использовать при освоении областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Игровой материал представляет красочную коробку с ячейками для картинок, карточки с изображением старого и современного быта, карточки с названием домов, картинки с изображением русской избы и современного дома, разрезные картинки, контуры домов, фишки, а также фланелеграф, изготовленный в виде книги с красивым оформлением – «Волшебная книга знаний».

Практическая значимость и новизна игры — в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одно пособие.

Цель: формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • обратить внимание детей на различия русской избы и современного доме (внешний вид, интерьер, мебель, предметы обихода и проч.)
  • обогатить знания воспитанников об истории и культуре русского народа
  • формировать умение классифицировать, обобщать и конкретизировать.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, воображение, внимание, память
  • расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства к своей Родине, желание интересоваться ее историей
  • формировать доброжелательные отношения друг к другу, умение взаимодействовать в игре.

Варианты игр с использованием дидактической игры

Вариант № 1 «Кто быстрее соберет?»

Игру можно использовать как настольную игру, так и на фланелеграфе.

Цель: знакомить детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта.

Настольная игра.

Ход игры: принимают участие 1 или 2 человека. На столе выкладываются картинки с изображением русской избы и современного дома, а также карточки с изображением предметов быта вперемешку. Надо правильно разложить карточки к соответствующей картинке.

На фланелеграфе.

Участвовать могут 2 человека или группа детей, разделенная на две команды.

Ход игры: на фланелеграфе прикреплены названия и контуры домов. На столе перед фланелеграфом выкладываются карточки с изображением предметов старого и современного быта вперемешку. Дети подбирают картинки, соответствующие либо избе, либо современной квартире и выкладывают в контуры домов. Выигрывает тот, кто первым правильно прикрепил карточки.

Вариант № 2 «Угадай предмет»

Цель: закрепить знания детей старинных предметов быта и их современных аналогов.

Ход игры: перед началом игры в избе заменяется картинка с изображением старинного предмета на современный предмет. Например, лапти на туфли. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать его современный аналог.

Вариант № 3 «Найди предмет»

Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках.

Ход игры: воспитатель детям читает стихи или загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему.

Вариант № 4 «Найди пару»

Цель: развивать умение правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта.

Ход игры: на столе выкладываются карточки с изображением старого и современного быта вперемешку. Дети должны найти пару предметов одного предназначения из старинного и современного быта (лапти – туфли, старинная лампа – люстра, самовар — чайник и т.д.)

Вариант № 5 «Собери картинку»

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Цель: умение составлять изображение предмета из отдельных частей (пазлы) и активизировать словарь.

Ход игры: предложить детям собрать разрезную картинку и рассказать, что это за предмет и для чего он предназначен.

Вариант № 6 «Выставка старинных вещей»

Цель: совершенствование представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам.

Ход игры: дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен выбрать карточку с изображением старинного быта, не показывая её посетителям. Интересно и понятно для других описать предмет, чтобы посетители сразу догадались, о чем идет речь и сказать о назначении предмета.

Вариант № 7 «Четвертый лишний»

Можно играть с одним ребенком, так и с группой детей.

Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ход игры: на столе или на фланелеграфе раскладываются по 4 карточки современного и старинного быта. В каждом ряду надо найти лишнюю карточку и объяснить свой выбор.

Вариант № 8 «Укрась избу»

Цель: закреплять знания детей об элементах декора русской избы.

Ход игры: на фланелеграфе прикреплен контур избы. На столе лежат картинки декора старинного и современного быта вперемешку. Дети упражняются в подборе элементов декора для украшения «своей» избы. Воспитатель побуждает детей комментировать свои действия, объяснять выбор того или иного элемента, ориентирует детей на подбор элементов.

Вариант игры: дети упражняются в подборе декора для украшения современного дома.

Методические рекомендации:

  • Не забывайте хвалить ребенка, если он удачно справился с заданием. Помогите ему, если возникли затруднения.
  • Не забывайте: «ИГРА — ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ!»
Просмотров: 749
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Бондаренко Антонина Васильевна. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народного быта». Опыт работы.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Губайдуллина Вера Николаевна. Народные игры в обучении старших дошкольников правилам современного этикета.
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Елена Викторовна Вольвака. Роль детской игры в социализации современного дошкольника.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Наталья Радионова. Презентация музея 'Русского быта'
  • Никонорова Марина Константиновна, Беляева Ирина Александровна. Целесообразность использования современного оборудования при обучении детей дошкольного возраста плаванию.
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Инкеева Валентина Романовна. «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Волошина Ирина Владимировна. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»
  • Хафизова Гульнара Азгамовна. Дидактическая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Я ЗНАЮ СВОЙ ГОРОД!»
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Михайлова Елена. Авторская дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Паламдоржиева Балма Сергеевна. Дидактическая игра по речевому развитию для детей дошкольного возраста «Волшебная карусель».
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь