Провела: Учитель логопед: Соколова Людмила Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» г. Меленки
Уважаемые коллеги, наш мастер класс организован с целью
- Показать педагогам методы и приемы формирующие мотивацию к обучению чтения у детей с ТНР.
Актуальность данного мастер – класса заключается в том, что у детей, поступающих в 1 класс недостаточно выработан навык чтения, т.е. недостаточная подготовленность к звуко-буквенному анализу и синтезу, усвоению понятий «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «звонкий-глухой звук», «твёрдый-мягкий звук», «слог», «слово», «предложение».
Исходя из актуальности, необходимо решить при работе с детьми ряд задач:
- Знакомство детей с терминами: «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- Учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- Учить составлять слова из букв;
- Учить делать звуковой-буквенный анализ слов;
- Учить делать схему предложения и определять количество слов в предложении.
Чтобы решить эти задачи, мы подготовили для вас некоторые задания, которые помогут решить нам данную проблему.
Скачать конспект
1 задание: «Волна»
Цель: учить зрительно и на слух отличать гласные звуки от согласных.
Инструкция: Коллеги, перед вами листочек, на котором напечатаны буквы, рассмотрите его. Вам необходимо взять синий маркер и нарисовать волну так, чтобы она разделяла гласные буквы и согласные. При этом гласные будут над волной, а согласные под волной.
2 задание: «Подбери к картинкам букву»
Цель: учить определять 1 звук в словах (с опорой на картинки) и соотносить звук с буквой.
Инструкция: У вас на столе есть карточка. На карточке изображено 3 предмета, определите на какой звук начинается каждое слово и найдите букву, которой обозначается звук.
3 задание: «Играем с прищепками (шариками и крышечками)»
Цель: учим звуко-буквенному анализу слов, т.е. учим определять гласный звук, согласный твёрдый и согласный мягкий звук.
Инструкция: Коллеги, перед вами карточка с напечатанным словом и прищепки. Вам необходимо определить, какие звуки в слове сделать звуковой анализ при помощи прищепок (шариков или крышечек). Помните: гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие звуки – зелёным цветом.
4 задание: «Волшебные дощечки»
Цель: учить выкладывать изученную букву из подручного материала, так же развивает мелкую моторику пальцев рук.
Инструкция: коллеги, перед вами дощечки и канцелярские резинки. Попробуйте, пожалуйста, при помощи них изобразить букву.
5 задание: «Паровозики»
Цель: учить детей на слух выделять первый звук в слове.
Инструкция: коллеги, к нам приехали два паровозика, но у них перепутались вагончики. Нам необходимо к верхнему паровозику прицепить вагончики с твёрдым звуком С, а к нижнему вагончику с мягким звуком C".
6 задание: «Заполни банки»
Цель: учить делить слова на слоги.
Инструкция: Коллеги, у меня на столе разложены карточки. Вам необходимо подойти, и «разобрать карточки по баночкам», т.е. разделить слова на слоги и отправить карточку в соответствующую баночку (1 слог, 2 слога, 3 слога…)
7 задание: «Составь предложение»
Цель: учить детей составлять предложение по заданной схеме.
Инструкция: уважаемые коллеги, у вас на столах есть карточки, на которых изображена схема предложения. Вам необходимо определить, сколько слов в вашем предложении и составить предложение.
8 задание: «Волшебные тучки».
Цель: учить детей по слоговому чтению и находить пропущенные гласные звуки в слове.
Инструкция: Коллеги, перед вами плакат, на нём написаны слова. Но все гласные звуки смыло дождём. Нам с вами необходимо вернуть буквы в слова. Для этого необходимо взять капельку с изображением нужной буквы и вставить в слово.
Вот мы вам, коллеги, показали возможные методы и приёмы, которые формируют мотивацию к обучению детей с ТНР чтению. Эти задания привлекают внимание детей, так как они яркие, красочные и вызывают у детей интерес. А мы знаем, что дети с ТНР мало эмоциональны, их трудно заинтересовать и чем то увлечь. Возможно, многие игры вам знакомы и вы используете их в своей работе, а мы постарались их привести в систему. Спасибо за внимание!
|