Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17»
Составила: Чуйкова Елена Борисовна, воспитатель Соликамск, 2015
Цель: содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге;
помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.
Задачи:
- Показать родителям ценность домашнего чтения.
- Рекомендовать родителям художественные произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка.
- Обратить внимание родителей на возможность развития интереса ребёнка в ходе ознакомления с художественной литературой, вовлечения его в игровую деятельность, рисование.
Предварительная работа:
- Проведение анкетирования среди родителей старшей группы.
Цель:
- Изучить читательский интерес семей и выяснить отношение к чтению дома.
Анкета для родителей.
- Любите ли вы читать сами?
- Читаете ли вы детям дома?
- Как часто вы это делаете?
- Сколько времени занимает домашнее чтение?
- Что вы читаете вашему ребёнку?
- Есть ли у вашего ребёнка предпочтения среди жанров, авторов?
- Беседуете ли вы с ребёнком после прочтения художественного произведения?
Повестка собрания:
- Анализ анкетирования среди родителей. Обозначение актуальности проблемы.
- Дискуссия для родителей.
- Сообщение воспитателя «Что и как читать ребёнку дома».
- Литературная викторина для родителей.
- Рекомендуемый список литературы для чтения детям 5-6 лет.
- Добрый вечер!
Наше время – время всевозможных научных открытий, достижений. Но есть вещи, созданные человеком, которые продолжают быть рядом с нами многие тысячи лет. А Максим Горький считал их чудом наиболее великим и сложным. И это книги.
Читаете ли вы сами, что и когда вы читаете своим детям, мы узнали, проанализировав ваши анкеты. Родители, читающие вслух книгу своему малышу, а он сосредоточенно слушает – картинка давно забытая. Сегодня детям почти не читают или в противном случае быстро на ночь, а уж обсудить прочитанное… Поэтому сегодня мы предлагаем вам обсудить вместе проблему семейного чтения.
2. Без помощи взрослого ребёнку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем возрасте, гораздо лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредоточиться, выделить главную мысль из прочитанного, лучше говорят.
Мы предлагаем вам принять участие в дискуссии и ответить на следующие вопросы:
- Книга это – развлечение и забава или полезное занятие для всестороннего развития ребёнка?
- Я покупаю своему ребёнку книгу с яркими иллюстрациями, интересную мне самому? (Родители отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения)
3. Ребёнок с самого раннего возраста прекрасно понимает, о чём говорят вокруг него. Ему легко воспринимать речь, с помощью которой общаются в быту между собой взрослые. Но гораздо сложнее ребёнку воспринимать сказку, которую рассказывает мама, так как всё что там происходит не бывает наяву. Вот именно поэтому очень важно знать, что читать ребёнку и учить его воспринимать рассказ. Ведь только тогда будет развиваться способность воспринимать сказки и прочитанные мамой книги. Так же большую роль в восприятии играют картинки.
В 5-6 лет у ребёнка достаточно быстро развивается познавательная активность. Он становится самостоятельной личностью. У него формируются чувства морали, эстетики, интеллектуальные способности. Дети ждут от взрослых серьёзных, правдивых ответов на все интересующие вопросы. У них появляется огромное желание делиться с окружающими тем, что они умеют и знают. Многое зная и умея, ребёнок активнее общается со сверстниками.
Дети в возрасте 5-6 лет любят семейные традиции и с удовольствием их поддерживают. Ежедневные чтения книг вполне могут стать семейной традицией, которая будет сопровождать ребёнка всю жизнь. Важно найти время, когда ребёнок спокоен и готов воспринимать чтение книги. В этом возрасте такие моменты выпадают на вечерние или послеобеденные часы. Ребёнок способен длительное время сосредоточить внимание на одном занятии. Если это ребёнку даётся с трудом, он часто отвлекается, нужно делать перерывы между чтением, выполнять упражнения для развития внимания.
В возрасте 5-6 лет ребёнку нужно читать с эмоциями, с выражением, уделяя особое внимание некоторым моментам (описание персонажей, обстановки, природы). Дети в этом возрасте отличные фантазёры. Используйте это качество, предлагая ребёнку продолжить сказку, рассказ.
Что читать детям в этом возрасте? Единого ответа не существует. Есть много различных программ для чтения, которые имеют некоторые различия. Нужно поинтересоваться у педагогов, по какой программе обучается ваш ребёнок в детском саду, и придерживаться рекомендованного списка литературы данной программы. Важно детям 5-6 лет читать произведения различных жанров, включая в чтение произведения уже знакомые ребёнку. Перед чтением нужно коротко рассказать о том, что будете читать, кто автор книги. Это нужно для того, чтобы на будущее ребёнок мог сосредоточиться в огромном мире литературы.
Дети, как и взрослые, бывают разные, у каждого свои вкусы и предпочтения. Поговорите с ребёнком, что интересно ему, о чём бы он хотел узнать из книги. В этом возрасте может появиться любимый автор или даже жанр. Поддерживайте интересы своего малыша. Говорите с детьми после чтения, обсудите героев, ситуации, описанные в книге. Учите с детьми стихи, отрывки наизусть, читайте по ролям. Всё это будет способствовать закреплению интереса к чтению и дальнейшему всестороннему развитию вашего ребёнка.
4. А как хорошо вы знакомы с детской литературой? Мы предлагаем вам поучаствовать в литературной викторине. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце мы подведём итог и узнаем лучшего знатока детской книги.
Вопросы викторины
- Назовите как можно больше профессий, связанных с созданием книги.
- Назовите как можно больше детских писателей.
- На какой птице летала Дюймовочка?
- Что не смогли вытащить из земли дед и его семейство?
- Из какого инструмента сварил солдат кашу?
- Какой предмет потеряла золушка?
- О каком хлебобулочном изделии придумана сказка русским народом?
- Назовите летательные аппараты, описанные в русских сказках.
- Кто автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»?
- Закончите название произведения: Сивка-…, Сестрица Алёнушка и …, Лягушка …, Каша из …
5. Список литературы для чтения детям 5-6 лет.
- Аксаков С. «Аленький цветочек»
- Александрова Т. «Домовёнок Кузя»
- Андерсен Г. Сказки
- Бианки В. «Лесные были и небылицы»
- Братья Г. Сказки
- Волков А. «Волшебник изумрудного города»
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
- Гофман Э. «Щелкунчик и мышиный король»
- Губарев В. «Королевство кривых зеркал»
- Ершов «Конёк-горбунок»
- Киплинг Р. Сказки
- Коваль Ю. «Приключение Васи Куролесова»
- Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинный чулок»
- Носов Н. «Фантазёры», «Приключение Незнайки и его друзей»
- Сказки народов мира
- Хармс Д. «Стихи для детей»
- Хайт А. «Приключение кота Леопольда»
- Шарль Перро Сказки
- Фольклор.
|