Автор: воспитатель МБОУ «Марьяновская СОШ№3», Куликова Анастасия Вадимовна.
Я хочу рассказать вам об очень непростой ситуации, которая произошла в моей группе осенью 2018 года.
Шел второй год моей работы воспитателем, когда мне сообщили, что в мою группу придет мальчик трёх лет, потерявший маму.
Я испытывала растерянность и замешательство, не зная, как и чем я могу помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю.
В нашей жизни принято недооценивать детское горе. Взрослые думают, что ребёнок ещё маленький, ничего не понимает, скоро забудет. Если ребенок потерял родителей впервые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Детский психолог Мария Капилина сказала: "Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком — это потеря ребенка. На самом деле потеря родителя для ребенка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок — это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребенка — весь его мир".
Детское горе внешне может выглядеть не так, как горе взрослого человека. Оно маскируется под видом "странностей" поведения, а порой под гиперпослушностью и "правильностью".
Между 2-мя и 6-тью годами у них развивается представление о том, что умирают не навсегда (смерть как отъезд, сон, временное явление).
Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослые — шок, отрицание и гнев, депрессия и отчаяние, чувство вины и постепенное принятие.
Я понимала, что я не сталкивалась с подобными ситуациями и решила изучить литературу, почитать статьи по данной теме.
С помощью интернет ресурсов, я нашла и познакомилась со следующей литературой:
- Интернет ресурсы: http: // adalin. mospsy. ru/l_03_00/l0098. shtml Смерть родителей. Потеря ребенком родителей Автор: Л. Петрановская
- Интернет ресурсы: http: // www. resobr. ru/materials/370/5766/ Смерть близкого человека: психологическая поддержка ребенка Источник: Журнал "Справочник педагога-психолога. Школа" № 1, 2011 года
- Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
- Шефов С. А. Психология горя. — СПб.: Речь, 2006. -144с.
Я сделала вывод, что в отношении детей, близкие часто стараются скрыть свои чувства по поводу утраты. Это объясняется их собственным страхом перед интенсивностью детских эмоций.
Проблема заключается в том, что скрывание факта смерти родителя или запрет на выражение чувств не несет в себе ничего, кроме патологических реакций, среди которых можно выделить:
- длительное неуправляемое поведение
- острую чувствительность к разлуке
- полное отсутствие каких-либо проявлений чувств.
Детям легче перенести печаль и горе членов семьи, чем молчание или неправду. Ребёнок должен быть включен в переживания всей семьи, и его эмоции ни в коем случае не должны игнорироваться. Это самое основное правило, так как ребенок должен отгоревать свою потерю.
Ещё я прочитала, что впервые полгода случившегося, нежелательно лишать ребёнка привычной для него обстановки: увозить его к родственникам, менять место жительства. Если же всётаки так случилось, то хотя бы сохранить вещи и предметы, которые окружали ребёнка, когда мама была рядом.
Я узнала, что ребёнок теперь будет жить с бабушкой, дедушкой и папой. Я решила поговорить с ними и предложила им создать похожую окружающую среду, к которой он привык.
И вот состоялось моё знакомство с данным ребёнком. Я понимала, что нужно сдержать свои эмоции и правильно вести себя с педагогической точки зрения. Со временем я увидела характерное поведение для ребёнка, потерявшего маму: ребёнок был гипер активен, он мог бегать и смеяться, а через 5 минут садился на стул и начинал плакать. Я разговаривала с ним, выясняла причины его расстройств, если ребёнок нуждался в индивидуальном внимании, объятьях, заботе (а это свойственно детям данного возраста, потерявшим маму), я давала ему это. Он мог бегать, играть, а потом подойти ко мне, сесть на руки, прижаться и обнять меня, важно не отказывать ребёнку в тактильном общении, если он этого желает.
Изучая литературу, я познакомилась с методикой АРТ- терапии, выбрав для себя определённые техники, я решила применить их в своей работе с этим ребёнком.
К самым эффективным методам арт-терапии, помогающим при утрате близкого, относятся:
- Изотерапия — лечение живописью. Главное здесь — не умение рисовать, а возможность выразить свою боль с помощью разнообразных красок
- Фототерапия- просмотр фотографий даёт возможность оживить и сохранить в памяти добрые и светлые воспоминания. Мы сделали совместно с бабушкой и ребёнком альбом с семейными фотографиями, чтобы дать возможность ребёнку оживить в памяти добрые и светлые воспоминания о маме.
- Песочная терапия — такая помощь предполагает использование песочного материала для создания картины. Помимо его, можно применять разнообразные виды круп. Я создала в группе уголок экспериментирования и работы с песком и крупами.
- Музыкальная терапия. Она заключается в прослушивании и самостоятельном исполнении музыки. Играя на музыкальных инструментах, ребёнок расслабляется и успокаивается. Совместно с музыкальным руководителем применили данную терапию, включив ребёнка в музыкальный кружок «Камертон». Благодаря проделанной работе, ребёнок чувствовал себя комфортно на всех утренниках в течение года.
- Также, мы применили танцевальную терапию. В процессе танца ребёнок делает акцент на верном выполнении движений и отвлекается от печальных мыслей, заменяя их позитивными эмоциями.
- Сказкотерапия. В воображаемом мире человек может сам управлять событиями, происходящими там, а также закончить сказку положительно, так, как бы ему хотелось.
Благодаря проделанной работе за прошедшее время, ребёнок полностью адаптировался к новым условиям, он с удовольствием посещает детский сад и активно участвует во всех мероприятиях.
При работе детьми мы также привлекаем социальных партнёров в лице работников ДК. Раз в неделю посещаем сеансы мультфильмов, культработники проводят различные мероприятия для нас, в которых дети принимают активное участие.
Хочу поделиться с вами рекомендациями, используемыми педагогом при общении с ребенком, потерявшим близкого человека.
- Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. Относитесь с терпением к проявлениям агрессивности, гневливости, нервозности, замкнутости, невнимательности, которые могут наблюдаться впервые недели, никогда не показывайте своего удивления.
- Если ребенок хочет поговорить, не отказывайте, обязательно найдите время выслушать его, проявите заинтересованность в разговоре. Слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Это позволит ему почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь, ведь прикосновение имеет огромное значение для ребенка, потерявшего тепло любящего родителя.
- Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Будьте готовы к вопросам и всегда старайтесь быть честными в ответах. Педагог не должен бояться признавать, что чего-то не знает.
- Узнайте, в какой семье живет ребенок, ее традиции, религиозные взгляды. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами, оставшегося из родителей или смущать ребенка.
- Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. "Ты очень любил маму (папу, брата, сестру и т. д.), и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла". В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться.
- Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти кого-то из родителей, он действительно так думает. Дети честны в высказывании своих чувств. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо доверять, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа "Скоро тебе будет лучше". Уместнее будет сказать: "Я знаю, что ты чувствуешь, ".
- Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с родителем изменения в поведении ребенка, в его привычках.
- Особое внимание требуется в праздничные дни – трудные для ребенка – когда остальные дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, можно предложить приготовить поздравление бабушке или тете.
|