Подготовка:
- Анкетирование родителей.
- Оформление фотостенда.
- Подборка фоновой музыки.
- Изготовление красочных приглашений вместе с детьми.
- Оформление детских рисунков на тему: «Как я провёл выходной день?»
- Оформление плакатов:
а) Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня. (В. А. Сухомлинский.)
б) Лучше матери друга не сыщешь. Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит. (Русская народная пословица).
Ход собрания:
На фоне музыки:
Воспитатель:
-Знаете ли вы своего ребёнка?
-Конечно! — ответят почти все родители.
Вот как сказала Галина Филипчук в своей книге «Знаете ли вы своего ребёнка?»: «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители, кормим их, одеваем, купаем и укладываем спать, учим их делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим детей с окружающим миром, утешаем, когда они плачут, дежурим у постели во время болезни. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?»
Безусловно, мать и отец должны лучше всех знать своего ребёнка. Однако в жизни порой бывает совсем не так… К сожалению, ещё нередки ситуации, когда родители с горечью приходят к выводу о том, что они не очень-то хорошо понимают своих детей, что их поведение бывает для них неожиданным и они не могут объяснить некоторые действия сына или дочери.
Изучить другого человека нелегко. Трудно это даже тогда, когда другой человек – самое близкое на свете существо, развивающееся на наших глазах со дня своего рождения, собственный ребёнок. Чтобы знать об особенностях физического и нравственного развития своих сыновей и дочерей, родителям необходимо терпение и желание серьёзно трудиться. Следует учитывать, что систематическое изучение своего ребёнка основательно помогает всему воспитательному процессу. Для наиболее полного и всестороннего изучения ребёнка родителям необходимо иметь определённую подготовку.
Что же нужно знать о своём ребёнке и для чего?
(Родители высказывают свои мнения).
Вы все абсолютно правы. Однозначного ответа на данный вопрос не существует. О ребёнке нужно знать всё! А поскольку, это практически невозможно, нужно стараться быть ближе к нему, знать, чем он живёт, кого и за что любит, отчего у него портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему трудно справиться, во что он верит и в чём сомневается и т. д.
Все родители, любящие своих детей, заботятся о том, чтобы они были здоровыми, хорошо выглядели, быстро росли, правильно развивались физически. Особенно родители заботятся о здоровье малышей, понимая, какое значение это имеет для дальнейшего развития ребёнка. Состояние здоровья ребёнка, его физическое развитие и даже внешний вид — это факторы, тесно связанные с поведением ребёнка, его поступками, с формированием индивидуальных черт его личности.
С помощью тщательного изучения своего ребёнка можно определить, какую из черт его характера следует развить, какую необходимо исправить, ослабить или совсем устранить. Постоянное изучение ребёнка с первых дней его жизни создаёт основу для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом происходящих возрастных изменений. Благодаря такому подходу к воспитанию родителей не застанет врасплох наступление у их детей так называемого «трудного» возраста.
Систематическое наблюдение за развитием своего ребёнка позволяет родителям лучше понимать его интересы, переживания, поступки. Не понимая ребёнка, можно предъявлять к нему требования, не соответствующие его силам и возможностям.
Изучение особенностей своего ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь предохраняет родителей от многих ошибок в воспитании, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Тесный контакт между родителями и ребёнком необходим не только детям, но и взрослым.
В повседневном общении с детьми родители, как правило, мало обращают внимания на их наблюдательность. Они начинают интересоваться этим чаще всего тогда, когда в развитии ребёнка уже проявляются заметные проблемы. Родители с удивлением видят, как их сын или дочь постоянно теряют свои игрушки, карандаши, носки, то и дело, взывая к взрослым о помощи.
Хорошо развитая наблюдательность играет существенную роль во всём комплексе умственного развития ребёнка, в формировании его личности. Чтобы сознательно руководить этим развитием, следить за его ходом, родители должны знать, насколько правильно развивается наблюдательность их ребёнка в соответствии с его возрастом.
Игра предоставляет родителям исключительно выгодные возможности для наблюдения, поскольку ребёнок настолько увлекается своими действиями, что обычно не замечает наблюдающих за ним отца или мать, особенно если их присутствие для него привычно. Игра даёт возможность изучить многие особенности ребёнка (особенно это касается младших детей). Наблюдение за играми и работой ребёнка может дать родителям богатейший материал для того, чтобы оценить уровень способности своего ребёнка к сосредоточенности, к внимательности.
Сейчас мы хотели предложить вашему вниманию ситуацию из книги: «Знаете ли вы своего ребёнка?» Галины Филипчук.
-Папочка, иди, посмотри! Гриша построил из кубиков настоящий большой гараж!
Отец не поднял глаз от газеты.
-Папочка! Малыш подошёл к креслу и потянул отца за рукав. – Мой гараж большой, туда даже грузовик въехать может! Иди, посмотри!
- Не мешай мне, видишь, я читаю газету.
- Ты всё читаешь, а я хочу показать тебе гараж.
- Я пришёл с работы, устал и хочу отдохнуть. Покажи маме.
- Мама жарит котлеты и велела мне уйти, не мешать, а то котлеты подгорят…
- Ну ладно, ладно, — прерывает его отец, вставая с кресла. – Покажи мне свой гараж, только быстро, сейчас начнётся передача хоккейного матча.
- Смотри, сюда въезжают машины, — демонстрирует Гриша своё сооружение. – Здесь работает подъёмный кран. А около гаража будет бензоколонка…
- Ну что ж, неплохо построил. Вот получу премию и куплю тебе ещё один комплект кубиков. А сейчас пойду, включу телевизор. – Отец удалился в другую комнату.
А Гриша остался один. Выровнял крышу гаража, принял сооружать бензоколонку…
(Обсуждение ситуации).
Сколько же существует семей, где разыгрываются подобные сцены! Мама готовит на кухне ужин и выпроваживает мешающего ей сына. Отец, занятый чтением газеты или телевизионной спортивной передачей, отделывается от сына несколькими отрывистыми фразами, так как устал и хочет отдохнуть. А одиноко играющий ребёнок, насытившийся общением с ровесниками в детском саду, ощущает потребность в контакте с самыми близкими ему людьми – с родителями!
Речь облегчает ребёнку контакт с окружающим миром. С помощью слов ребёнок находит взаимопонимание, как с взрослыми, так и с ровесниками. Благодаря речи ребёнок общается с людьми и даже с животными. В младшем дошкольном возрасте он часто «обращается» к игрушкам как к живым. Это его обогащает, способствует лучшему развитию. Наблюдение за детьми, у которых речь невыразительна или с дефектами, показывает, что они труднее завязывают контакты с людьми, особенно со своими ровесниками. Их речь не всегда понятна окружающим.
Изучать своего ребёнка надо не только для того, чтобы знать его (хотя сам процесс познания доставляет немало радости), но и для того, чтобы руководить общим развитием сына или дочери, формировать навыки, необходимые для жизни, развивать позитивные возможности ребёнка.
- На мольбертах вы видите работы ваших детей на тему: «Как я провёл выходной день». Они не подписаны. Рассмотрите их внимательно и попробуйте угадать, какой рисунок нарисовал ваш ребёнок.
(Родители делятся впечатлениями).
Ребёнок с раннего возраста привыкает к тому, что взрослые проявляют к нему интерес и удовлетворяют все его желания. Однако такое отношение может быть только до того времени, пока ребёнок не в состоянии действовать самостоятельно. Некоторые родители, забывая о возрасте детей, продолжают увлекаться их делами, выполняют все их капризы, мешают формированию самостоятельности и взрослости. Такая позиция родителей часто приводит неправильному развитию личности. У ребёнка может возникнуть тенденция к господству над окружающими людьми, к навязыванию им своих взглядов и своей воли. Он привыкает к особому вниманию, начинает игнорировать других людей, а самых близких может даже тиранить. Насколько же сложны и трудны для жизни взрослые люди с подобными качествами! Нелегко общаться с таким человеком. А источник всех его неприятностей – неправильное воспитание в детстве, непродуманное отношение взрослых людей к ребёнку, чрезмерная любовь родителей, которые пытались устранять из его жизни все трудности, разрешали за него все вопросы, ограждали его от возможной опасности и малейшего риска.
Слушая высказывания ребёнка, беседуя с ним, замечая достижения и пробелы в его развитии, анализируя наблюдения, родители могут во многом помочь своему ребёнку, уберечь его от возможности отрицательного влияния. В подростковом возрасте контакты ребёнка усиливаются и поэтому опасность нежелательного влияния значительно больше, чем в дошкольном возрасте. Родители должны хорошо знать достоинства и недостатки своего ребёнка, чтобы уравновешивать их, опираясь на положительное, чтобы помочь избавиться от отрицательного.
Процесс воспитания включает в себя одну из главных проблем – подготовку ребёнка к будущей самостоятельной жизни.
Будущее наших детей во многом зависит от нас, родителей. Это надо помнить постоянно, с первого дня жизни ребёнка.
Задание для родителей: нарисовать на листе солнце, на лучах написать роли, которые играет ребёнок в жизни. Например: любимая дочь, внук, наследник, дошкольник, продолжатель рода или профессии и т. д. На обратной стороне листа написать полное имя своего ребёнка, рядом с каждой буквой имени, слова, характеризующие его характер, особенности личности, способности и чтобы это слово начиналось с буквы, которое в имени.
Воспитатель:
Вот это солнце вы подарите своим малышам.
Чаепитие.
Конспект родительского собрания в средней группе.
Тема:
«Детские капризы и упрямство».
Составили воспитатели:
Никишина Анна Михайловна
Неудахина Нина Ивановна
Москва, 2010
|