ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» /формирование элементарных математических представлений/ для детей старшей группы компенсирующей направленности
Воспитатель: Н.Н. Кондратьева г.Ейск, 2019 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска муниципального образования Ейский район
Программные задачи:
- Актуализировать знания детей о способах выкладывания фигур по заданному алгоритму.
- Закрепить названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
- Совершенствовать навыки наглядного счета.
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
- Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Предшествующая работа: решение логических и конструктивных задач с использованием блоков Дьенеша, чтение сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей», беседа «На чем люди путешествуют», разучивание комплекса физкультминутки.
Материалы и оборудование: магнитная доска, цифры, фигуры, стойки с указателями, обручи, схема-алгоритм, геометрические фигуры, мультимедийное устройство, блоки Дьенеша, закодированные карточки, дидактическая игра «Цветная геометрия».
Методические приёмы:
словесные: загадка, вопросы к детям, пояснение, актуализация раннее полученных знаний; наглядные: показ, рассматривание, использование карточек-схем; игровые: путешествие на воздушном шаре, дидактические игры и упражнения.
Ход ООД.
Воспитатель: обращает на себя внимание играющих детей: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы, думаете, на чем можно путешествовать? (ответы детей).
1. Мотивация к ООД (загадывание загадки)
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А на чём вы, узнаете, отгадав загадку.
Мы летим под облаками, Мы их трогаем руками, Поднимает в небо пар Наш большой воздушный… (шар)
- Правильно, ребята! Мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре.
2. Актуализация имеющихся знаний детей
И/упражнение «Найди своё место»
- Получите билеты (раздает закодированные карточки), расшифруйте их и займите соответствующие места за столами (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Все нашли свои места? Поднимите и покажите билет и фигуру-блок. Молодцы! (дети убирают блоки на край стола).
- Итак, в путь!
Звучит музыка, на слайдах появляются красочные пейзажи — Слайд № 1,2, 3
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота!!! Где мы с вами пролетаем?
Ответы детей (мы пролетаем над …, под нами …)
Воспитатель: Ребята, ветер усиливается… Нас уносит в открытое море… Впереди густой туман… Что это? Остров?!! Мы вынуждены сделать посадку и переждать непогоду.
Слайд № 4 – Остров, с загадочным замком.
- Ребята, остров не простой. Посмотрите, перед нами старинный город. Что он в себе таит? Хотите узнать? Тогда вперед!!!
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные ворота. А что в них необычного? Какие геометрические фигуры вы видите на воротах города?
- Пройти через эти ворота и попасть в город может только тот, кто сосчитает все фигуры.
И/упражнение «Скажи сколько»
- Посчитайте сколько кругов изображено на воротах? Ответ детей.
- Посчитайте, сколько треугольников? Ответ детей.
- Сколько квадратов? Ответ детей.
Воспитатель: Молодцы! Смело проходим через ворота города.
- Ребята, если вы правильно сложите геометрические фигуры, то узнаете, кто живет и что растет в этом городе.
Д/игра «Цветная геометрия».
Слайд № 5 – домик злого волшебника.
Воспитатель: Ребята, в городе случилась беда. Здесь похозяйничал злой волшебник и все разрушил. Как же быть? Неужели мы их оставим в беде?
Дети решают помочь жителям восстановить город.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, злой волшебник разрушил дорожку, и мы не можем дальше идти. Как же нам поступить? Что нужно сделать?
Дети: Нужно построить новую дорожку.
Воспитатель: У нас есть подсказка – схема дорожки. Назовите фигуры. Начинать строить дорожку можно с любой фигуры, но обязательно следовать строго по стрелкам (Схема-алгоритм).
Совместная работа воспитателя с детьми. Дети встают из-за столов и на полу выкладывают дорожку.
Воспитатель: С какой фигуры начнем? (дети предлагают). Давайте начнем с него (выкладывает круг). Какая фигура будет следующей? А потом?
- Ребята, одной дорожки мало для жителей города. Как же мы можем им помочь?
- Да, ребята, мы должны потрудиться и построить побольше таких дорожек. Возьмите наборы геометрических фигур и постройте каждый свою дорожку для жителей города.
Дети выкладывают свои дорожки на полу. Подвести итог.
3. Физминутка: «На воздушном шаре»
Исходное положение: дети стоят полукругом
Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)
Мы хватаем их руками, (выполнять хватательные движения четыре раза) Задеваем головой. Ой! (наклонить голову и накрыть ее двумя руками)
Если дома не сидится, (поманить к себе три раза одной рукой)
Приглашаем прокатиться (три раза — другой)
По дорожке голубой (вытянуть обе руки вперед и развести в стороны, ладошками вверх)
Радуга цветная (нарисовать радугу правой рукой слева направо)
Спинку выгибает (нарисовать радугу левой рукой слева направо)
Это нам от солнышка (руки согнуты в локтях (локти внизу), ладони повернуты на зрителя, пальцы растопырены, поднять руки вверх и опустить) теплого привет (руки в том же положении, поднять их и опустить)
Звездочки мигают, (обеими руками одновременно жать и разжать кулачки на уровне глаз 4 раза)
Нам добра желают, (скрестить руки на груди, покачаться вправо-влево)
Мы им улыбнемся (улыбнуться, развести руки в стороны)
И споем в ответ (положить руки на колени)
Ля-ля-ля… (пропеть короткую мелодию, легко похлопывая руками по коленям)
Воспитатель: Теперь можно отправляться дальше.
На пути стоят стойки с заколдованными указателями.
- Ребята, как вы уже заметили, этот остров покрыт густым туманом. Потому что злой волшебник заколдовал звезды, луну, солнце и облака. Чтобы их расколдовать, нужно решить задачки
Игра «Отгадай загадки»
Слайд № 6 – 1. Ходит петушок
Красный гребешок.
Шесть хохлаток тоже там.
Сколько всех? Скажите нам?
Слайд № 7 – 2. Четыре щенка в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, скучает.
Сколько их теперь играет?
Слайд № 8 – 3. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
Слайд № 9 – 4. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел.
На пенек потом он сел,
И еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка?
Стрелка открывается, и дети определяют дальнейшее движение (прямо, направо, налево).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, злой волшебник и здесь побывал (на столе разбросаны блоки). Поможем жителям восстановить город?! (дети присаживаются за столы). Мальчики восстанавливают дворец, а девочки – замок. Внимательно смотрите на схему и не ошибайтесь.
Работа детей с блоками Дьенеша.
- Молодцы, справились успешно. Я думаю, жители города будут довольны. Дорожки мы построили, дворец и замок восстановили. А теперь украсим город цветами.
Работа детей с блоками Дьенеша. Мальчики выкладывают в синий обруч все синие круглые фигуры, а девочки – в желтый обруч все желтые круглые фигуры.
Анализ проделанной работы детьми. Обобщение.
4. Итог НОД
Воспитатель: Ребята, жители города благодарят вас за помощь, за то, что вы не испугались злых чар волшебника и помогли восстановить разрушенный город. А нам пора возвращаться в детский сад. Ветер уже давно утих, и мы можем лететь. По местам!
Слайд № 10, 11 – Звучит музыка, на слайдах — пейзажи.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что больше всего понравилось? Где мы с вами пролетали? Что видели? А где мы сделали остановку? Что произошло с жителями города? Какую помощь мы оказали жителям города? Что для вас было трудным? Легким? Как вы думаете, какие знания по математике помогли вам справиться со всеми заданиями?
- Да, вы сегодня очень хорошо потрудились. Большое всем спасибо!
|