Дружба является очень важным элементом в жизни каждого человека, и обойтись без друзей ему практически невозможно. Дружба помогает нам в жизни: в учебе, в работе. Именно благодаря дружбе мы становимся сильнее, мудрее, увереннее в себе. Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям. Остается не так много мест, где естественно зарождается дружба: детский сад, где дети в идеале свободно играют, «продленка» в школе, разнообразные занятия по интересам, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и полезное. И конечно, дача, куда ребенок приезжает каждое лето.
Однако дружба между детьми происходит по правилам, которые устанавливают они сами. Взрослые могут повлиять на них, но лишь косвенно. «Дети неосознанно подражают родителям. Поэтому лучший способ научить дружить – самому быть хорошим другом кому-нибудь. Из отношений в семье ребенок перенимает способы разрешения конфликтов, умение договариваться, идти на компромисс. Чтобы дружба возникла, необходимо, чтобы у ребенка была возможность свободно играть со сверстниками: без этого условия, без совместной свободной игры дружбе просто неоткуда взяться
Самый первый шаг к дружбе – это знакомство. Для того чтобы помочь детям познакомиться с другими детьми, мы рассказываем, как можно обращаться к мальчику или девочке, как организовать совместную игру. Дети, делая это, придумывают различные ситуации, в которых можно найти друзей, проявить себя с лучшей стороны, что говорить при встрече и т.д. Проводим простые беседы о дружбе. Эта работа помогает учить детей правильно общаться и играть вместе с другими детьми.
В детском саду, мы стараемся объединить всех детей в группе и сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид. У них ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
Как же научить детей знакомиться! Знакомство – важный этап детской дружбы. Когда ребёнок первый раз пришел в группу, мы с ребятами показываем ему нашу группу, в которую он будет ходить. К показу центров активности я привлекаю детей, чтоб они могли показать и рассказать, какие игрушки у них есть в группе. Узнаём у ребенка, во что он любит играть, какие игрушки есть у него дома. Предлагаем поиграть в игру «Давай познакомимся!» Используем игрушки из группы, подсказываем, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть. Также проигрываем ситуацию, в которой ребенок получил отказ, объясняем, что нужно реагировать спокойно, так как другой ребенок может быть, просто стесняется, потом поменяться ролями. Такие ролевые игры объяснят ребенку все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.
Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе.
Чем больше усилий мы приложим для того, чтобы подружить ребят, тем быстрее они начнут играть, работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения
|