Копылова Татьяна Михайловна Старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 126 г. Борзи»
Аннотация проекта:
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.
Основная проблема:
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно -ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально — нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Скачать конспект
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: — игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться — это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Волонтёр — это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта:
1 год (с 01. 09. 2020 по 31. 05. 2021) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Типовые особенности проекта:
- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость:
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.
Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
- Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
- Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
- Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
- Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Новизна проекта
Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.
Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.
Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.
Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта: (2020-2021 учебный год)
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап — подготовительный, планово-прогностический
(сентябрь 2020г.)
2 этап — практический, основной
(октябрь 2020– май 2021г.)
3 этап – итоговый (май 2021г.)
План реализации проекта
Этап
|
Содержание этапа
|
I этап
подготовительный: сентябрь 2020 года.
|
-определение цели и задач проекта;
-планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
-предварительная работа по сбору информации;
- анкетирование родителей;
-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ
Работа с педагогами ДОУ
-разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение»
-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»
-организация центра волонтёрского движения «Рука к руке»
-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)
Работа с родителями
-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»
Работа с детьми
-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;
-знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью.
-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».
- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.
|
II этап
Практический, основной: октябрь- май2020-2021
|
Октябрь
Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями
-акция «День пожилого человека»
- размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду
Работа с детьми
- торжественное мероприятие «Рука к руке»
(принятие в ряды волонтерского движения)
- оформление стенда «Рука к руке»
-акция «День пожилого человека»
-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами
- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
- трудовой десант «Убираем листья»
Ноябрь
Работа с педагогами и родителями
- выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»
- акция «День матери»
- благотворительная акция «Твори добро»
Работа с детьми
- акция «День матери»
- изготовление подарков для мам
- беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома
- выставка рисунков «Как я помогаю маме»
-неделя добра – помогаем малышам
- благотворительная акция «Твори добро»
Декабрь
Работа с педагогами
Работа с родителями
-оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»
Работа с детьми
- акция «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей
- неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких
- рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю)
Работа с социальными партнёрами
Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.
Январь
Работа с педагогами
Работа с родителями
-творческий марафон «Мы – волонтёры!»
- акция «Покормите птиц зимой!»
Работа с детьми
- помогаем малышам
- неделя добрых дел
- акция «Покормите птиц зимой!»
- квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»
- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками
Февраль
Работа с педагогами
Работа с родителями
- неделя добрых дел
-акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся
Работа с детьми
-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»
-неделя добрых дел
- акция «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся
- чтение художественной литературы о добре и зле
-акция «Книжка заболела»
Работа с социальными партнёрами
- Публикация в СМИ «Даурская новь» одеятельности волонтёрского движения в детском саду
- Экскурсия в школу № 240, встреча с волонтёрами-школьниками
Март
Работа с педагогами Работа с родителями
-Неделя волонтёрства в ДОУ
- акция «Женщины планеты»
Работа с детьми
-игровая и театрализованная деятельность:
«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»
-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта
-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации
- оформление стенда «Рука к руке» новыми рубриками
- фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»
- неделя добрых дел
Работа с социальными партнёрами
Экскурсия в социальный центр «Топаз»
Апрель
Работа с педагогами
Работа с родителями
- акция «День Земли»
- акция «Подари книгу детскому саду»
Работа с детьми
- акция «День Земли»
- трудовой десант «Убираем мусор»
- неделя добрых дел
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
-акция «Подари книгу детскому саду»
- репортаж «Мы – волонтёры»
Работа с социальными партнёрами
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)
Май
Работа с педагогами
Работа с родителями
- акция «Георгиевская ленточка»
Работа с детьми
-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал
- акция «Посадицветок»
-неделя добрых дел
-акция «Игрушка на память»
- оформление стенда «Рука к руке», фотоотчёт
Работа с социальными партнёрами
- совместный выход на мемориал со школьниками
- публикации в СМИ, на сайте ДОУ о работе волонтёрского движения в рамках проекта
|
III этап
аналитический:
май 2021 г.
|
- Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского дижения в ДОУ
- На основе данных анализа разработка дальнейшего
плана действий.
- Распространение опыта через СМИ, Интернет –
ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
|
Ожидаемые результаты реализации проекта:
4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.
Риски
|
Механизмы устранения
|
Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом.
|
Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия.
|
Предполагаемые продукты:
1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта:
а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Рука к руке»
2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в
педагогический процесс волонтёрского движения:
а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;
б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;
г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.
Перспективы распространения Проекта:
В дальнейшем, проект может быть представлен на региональном уровне, выход на федеральный уровень (педагогические сайты, конкурсы, форумы) – в качестве руководства по организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на волонтёрском движении в детском саду – перспективном направлении в деятельности детей, которое дает огромные возможности для нравственного воспитания. Распространение и трансляция опыта работы в рамках проекта через публикации и статьи в СМИ, через участие в образовательных инициативах различного уровня, через электронные отчёты на сайте
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
Список литературы:
1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2.Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
3.Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.
|