Попова Ольга Владимировна Заместитель заведующего по воспитательно–методической работе МБДОУ детский сад № 50 г. Ангарск, Иркутская область
«Здоровье – это состояние наибольшего физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения. В систему эколого-оздоровительной работы необходимо включать ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приемам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.
Взаимодействовать с окружающей средой дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду (лес, луг, озеро) и погодно климатические факторы (мороз, ветер, дождь, жара), но и специально созданную предметно – развивающую среду в детском саду: физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащенные различным спортивным инвентарем.
Эколого-оздоровительная работа с детьми всех возрастов должна строиться, прежде всего, как система занятий в физкультурном зале. Главные требования к занятию (помимо его соответствия методическим правилам) – быть интенсивным, эмоционально насыщенным и посильным для детей. Можно включать в занятия со старшими дошкольниками водно -профилактические (дыхательные упражнения, самомассаж, пальчиковая гимнастика), подготовительной, основной и заключительной.
При разработке содержания занятий можно использовать ситуацию игры в путешествие, которая как нельзя лучше подходит для решения различных физкультурно-оздоровительных и экологических задач: воспитатель берет на себя роль руководителя туристической группы, дети – роли путешественников.
Для повышения эмоционального восприятия игры-занятия. Изготовить карточки-задания с изображением ранее изучаемых физических упражнений. Физкультурный зал разделить на остановки – «туристические базы» (по числу заданий), на каждой вывесить карточку со схемой упражнения.
Группу разделить на четыре команды. Дети выбирают командиров. Каждая команда получает схему, по которой за определенный отрезок времени надо пройти весь маршрут и вернуться на «главную туристическую базу». Схемы составлены таким образом, чтобы группы не встречались на промежуточных остановках. Система оздоровительной работы в физкультурном зале дополняется регулярными походами на природу и оздоровительными мероприятиями на территории детского сада. С точки зрения педагогических задач, подход – комплексное мероприятие, которое включает многообразие средств для развития физических и духовных сил человека.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДХОДА
Протяженность маршрута для детей старшего дошкольного возраста не более 2-3км. При выборе времени похода следует учитывать прогноз погоды. При составлении графика движения необходимо правильно распределить нагрузку: она должна снижаться к концу похода, когда начнет сказываться усталость. Трудности пути должны нарастать постепенно, а самые сложные препятствия желательно проходить ближе к середине маршрута.
Следует предусмотреть и более простые запасные маршруты на случай, если встретилось не предвиденное препятствие или кто-то из детей плохо себя почувствовал. Необходимо заранее наметить места остановок и привалов. Однако следует иметь в виду, что график похода не догма. Конечно, надо стараться его соблюдать, но в каждом конкретном случае необходимо принимать разумное решение. Руководителю совершенно необязательно идти постоянно впереди. Обычно он находится там, где ему удобнее контролировать всю колонну. Направляющий – педагог, воспитатель физической культуры, родитель – задает темп, предупреждает об опасности, подает различные сигналы и команды, например: «Осторожно: мостик! Переходить по одному». Замыкающие следят, чтобы никто не отставал. Идти по маршруту желательно с постоянной скоростью, так как это намного легче. Но если кто-то из детей устал, общий темп движения сбавляется.
ПРАВИЛА ЭКИПИРОВКИ
Снаряжение похода разделяют на личное и общественное. Личное – это то, что служит его владельцу: рюкзак, одежда, обувь и т.п. Общественное то, чем пользуются все или несколько человек: аптечка, нож, спички и т.п. Необходимо заранее продумать, что из личного снаряжения можно объединить и сделать общественным.
Что входит в личное снаряжение дошкольника?
Рюкзак. Он должен плотно прилегать всей задней поверхностью, а не свисать ниже поясницы (это достигается выбором рюкзака по росту и правильной подгонкой лямок). Обувь с рифленой подошвой на размер больше, чтобы можно было вложить дополнительную стельку, надеть два носка (один из которых шерстяной). Возможна ходьба обуви с гибкой подошвой, ели у нее хороший протектор и в нее вложено дополнительно две стельки – твердая и мягкая. Совершенно недопустимо идти по маршруту в новой обуви, и в сандалиях, босоножках. Одежда. Зимой свитер с высоким воротом, тренировочный костюм, не стесняющий движений; непромокаемая куртка, шерстяная спортивная шапка. Летом – тренировочный костюм, в прохладную погоду - свитер. Голову необходимо защищать от солнца и ветра косынкой, легкой шапкой с козырьком или панамой. Для однодневного маршрута очень удобен пояс с несколькими карманами на застежках-молниях или поясная сумка-банан: и то и другое не стесняет движений, оставляя руки свободными.
Что входит в общественные снаряжения? Кухонные принадлежности (если предполагается разводить костер): одно ведро (котелок) для чая, половник; тросик для подвешивания над костром котелка с помощью крючка, цепочки, карабинчика; брезентовая рукавица для снятия посуды с огня; кусок клеенки, заменяющий стол.
Аптечка: бинты – широкий и узкий, бактерицидный пластырь, йод, борная кислота, марганцовка, нашатырный спирт, резиновый жгут, валериановые капли, спирт или одеколон (все лекарства должны быть с этикетками). Пузырьки и ампулы следует положить в прочный чехол.
Пища для малого привала – на каждого ребенка: горстка сухофруктов, орехов или один – два кусочка сахара, одна – две конфеты (кислые леденцы), яблоко. На привалах пить не рекомендуется, но бывают исключения. Очень хорошо утоляют жажду чай (особенно зеленый), отвар шиповника, несладкий компот (но не простая вода).
Используемая литература:
1. Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим о природе. – 2000. 2. Вдовиченко С., Воробьёва Т. Экологические модели – 2008. 3. Зацепина В. Планета Земля – наш общий дом. – 1996. 4. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром. – 2007. 5. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию. – 2010.
|