Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.
Для укрепления здоровья детей необходимо повышать уровень их двигательной активности, способствовать повышению функциональных возможностей организма, развивать физические навыки и умения.
Основные задачи физкультурно – оздоровительной работы:
- сохранение и коррекция здоровья и физического развития путем специальных средств и методов;
- формирование основных движений;
- развитие культуры движения;
- укрепление здоровья средствами физической культуры;
- воспитание осознанного отношения к физкультурным занятиям;
- подготовка к физическому воспитанию в школе.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
- физкультурное занятие;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультминутки;
- игры и упражнения между занятиями (динамическая пауза);
- подвижные игры и упражнения на прогулке;
- закаливающие мероприятия;
- коррегирующая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- пропедевтические упражнения.
Физкультурное занятие – основная форма учебной работы по физическому воспитанию в детском саду. Они проводятся круглый год с постоянным составом детей определенной возрастной группы по твердому расписанию.
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают три части: вводную, основную и заключительную.
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия. В содержание вводной части входят: ходьба, бег, подскоки, перестроения, повороты; упражнения на осанку и упражнения укрепляющие стопу; танцевальные шаги. Завершается вводная часть построением в круг, в звенья, пары для выполнения ОРУ.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств. В этой своей части занятия оказывают значительное физиологическое воздействие на организм ребенка.
В начале основной части выполняются и разучиваются ОРУ. В их порядке учитывают необходимость поочередного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения физической нагрузки. Сначала выполняются упражнения для рук и плечевого пояса, затем мышц ног и туловища, подскоки и успокаивающие (дыхательные упражнения, упражнения на «расслабление», спокойная ходьба). Особое внимание уделяется упражнениям на осанку, на формирование правильного положения туловища при выполнении упражнений, включается зрительная гимнастика.
После ОРУ следуют упражнения в основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнения в равновесии). Для разучивания включается одно из основных видов движений, другие ранее разученные упражнения повторяются и закрепляются. При разучивании трудных видов движения необходимо проводить пропедевтическую работу, задача которой создать условия для освоения целостного двигательного акта, помочь ребенку преодолеть трудности и поэтапно овладеть техникой движения. Включать задачи на развитие зрительного контроля за движениями, формирования навыков в пространственной ориентировки, координации и равновесия. Также необходимо при выполнении трудных движений обеспечивать страховку.
В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей. В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, игры на развитие зрительно – слухового восприятия, упражнения в пропедевтических движениях, снижение зрительно – двигательной нагрузки. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
В зависимости от образовательных задач и содержания занятия могут быть разного типа:
- занятия, в которых основное внимание обращается на освоение нового материала;
- занятия, направленные на совершенствование освоенных ранее навыков и умений, они строятся на повторении пройденного материала;
- занятия смешанного характера, на которых овладение новым сочетается с повторением, закреплением старого;
- занятия, на которых проверяются знания и умения ребят в выполнении тех или иных упражнений, качество движений и их количественный результат, умение играть в подвижные игры.
|